Ожившие черты

В Юрьев| опубликовано в номере №548, март 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

На постаменте бюст человека в форме русского адмирала XVIII века. Лицо его нам незнакомо, хотя в нём и есть отдалённое сходство с чертами, изображёнными на дошедших до нас портретах.

Этот скульптурный портрет представляет собой подлинный облик великого русского флотоводца адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Облик адмирала восстановлен по его черепу старшим научным сотрудником Института истории материальной культуры имени Марра Академии наук СССР, ныне лауреатом Сталинской премии Михаилом Михайловичем Герасимовым.

Как это было сделано?

Многих учёных уже давно занимала мысль о возможности воссоздать образ человека по его черепу. На первый взгляд это кажется невероятным: разве может то, что остаётся от человека - череп с пустыми глазницами, - сохранить исчезнувшие черты?

Очень многие анатомы и биологи считали, что можно говорить о восстановлении лишь отвлечённого, типового портрета, но, конечно, без каких - либо индивидуальных отличий. И действительно, многочисленные попытки ряда иностранных учёных дать реконструкцию облика человека неизменно кончались неудачей. В лучшем случае получались изображения, сохранявшие лишь основные черты расового типа.

Проблему портретного восстановления лица по черепу разрешил советский биолог М. М. Герасимов, счастливо сочетавший в себе учёного - антрополога и скульптора.

Сравнивая большое количество черепов, он установил, что все они отличаются друг от друга Каждый череп в своём строении имеет только ему свойственные черты. Замечательно, что нет двух совершенно одинаковых черепов, так же, как нет двух одинаковых лиц. Скелет лица так же индивидуален, как само лицо.

Исходя из этого, М. М. Герасимов научно обосновал свой метод восстановления физического облика человека по черепу.

В живом организме всё взаимосвязано, взаимообусловлено. Поэтому внешняя форма мягких тканей лица целиком зависит от строения черепа. В результате многих тысяч наблюдений и измерений М. М. Герасимов нашёл определённые числовые выражения тех соотношений, в которых находятся кости скелета лица и его мягких тканей. Так, например, размеры и профиль носа зависят от размеров носовых костей и подносового шипа. Развитие и форма мягкой части носа и ноздрей определяются очертаниями грушевидного отверстия носовой впадины. Если носовые кости черепа вогнуты, нос никак не может быть прямым, - в этом случае лицо будет курносым; если носовые кости массивны и сильно выступают вперёд, - лицо горбоносое.

Точно так же строение губ прямо зависит от строения и характера смыкания зубов - форму рта решает прикус. Ширина рта определяется шириной нёба. Толщина губ равна высоте эмали передних верхних резцов. Чем сильнее выступают зубы вперёд, тем больше выворочены губы. Этим и объясняется кажущаяся толстогубость у тех народов, у которых сильно выдаются вперёд резцы.

Характер глазницы, строение её краёв, ширина межглазничного расстояния, очертания скуловых костей определяют собой не только постановку глазного яблока, но и разрез глаза и положение верхнего и нижнего века. Форма уха зависит от строения ушного канала и рельефа примыкающих к нему частей черепа. Высота уха почти равна длине носа, ширина уха составляет половину его высоты.

Форма черепа определяет даже основные складки лица и морщины. Та характерная складка, которая проходит от ноздрей к углам рта, всегда расположена вдоль глубокой выемки верхнечелюстной кости.

Разработав свою методику, М. М. Герасимов приступил к созданию ряда скульптурных реконструкций образов доисторических людей.

В Ленинградском антропологическом музее Академии наук СССР стоит фигура мальчика с большой головой, покатым, низким лбом, сильно выступающим надбровьем, массивным, тяжёлым лицом и широкой сутулой спиной. Это не просто скульптурная фигура и не создание фантазии художника. Перед нами точное изображение лица и тела мальчика, жившего 150 тысяч лет назад. Череп и части скелета мальчика были найдены при раскопках пещеры с остатками культуры людей древнекаменного века в Узбекистане, в горах Байсун - Тау.

Конечно, встаёт вопрос: насколько точно такое изображение? Можно ли доказать, что оно имеет сходство с оригиналом?

«Маска, воспроизведённая на черепе, - отвечает на этот вопрос М. М. Герасимов, - ни в коем случае не является портретом некогда жившего человека, это - лишь максимальное приближение к его внешнему виду. В отличие от художественного портрета реконструкция по черепу является не субъективным, а строго объективным изображением, объективной скульптурной схемой, воспроизведённой по черепу и максимально приближающейся к внешнему виду человека».

Правильность метода М. М. Герасимова проверялась неоднократно путём сличения его реконструкций с фотографиями. Так, например, учёный восстановил по поручению Антропологического института Московского государственного университета облик человека меланезийской расы - папуаса - по черепу, находившемуся в институте. В институте имелись и фотографии этого человека, но М. М. Герасимову они не были показаны. Контрольный опыт увенчался блестящим успехом: скульптура Герасимова и фотоснимки изображали одно и то же лицо с мельчайшими деталями. Таким же образом, то есть сличением реконструкции с портретом, была установлена подлинность черепа матери писателя Достоевского.

Разрешив проблему восстановления индивидуальных особенностей лица человека, скульптор - антрополог перешёл к работе по воссозданию обликов исторических лиц.

Он воспроизвёл голову великого князя киевского Ярослава Мудрого, одного из замечательных людей древней Руси, жившего 900 лет назад. И здесь, конечно, возник законный вопрос, насколько близко сходство изображения, созданного учёным, с оригиналом.

Случайно ответ нашёлся. Сравнительно недавно в киевском Софийском соборе под слоями штукатурки была обнаружена древняя фреска, изображающая Ярослава Мудрого. Сходство древнего живописного портрета со скульптурой оказалось поразительным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены