Расписание на завтра

  • В закладки
  • Вставить в блог

Л. ЧЕБЛАКОВ. Ребята, к примеру, хотят всем классом отправиться сразу после выпуска на Самотлор, и первые, кто препятствует этому, – папы и мамы. Особенно мамы.

Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Мам, конечно, можно понять...

Л. ЧЕБЛАКОВ. А вот в Спарте, если я не ошибаюсь, мальчиков с самого раннего детства отрывали от матерей. Знаете, кто вырастал из них? Мужчины!

Л. САМОПАЛЬНИКОВА. По-моему, это все-таки чересчур жестоко. Хотя сама мысль о том, что детей нужно воспитывать не только в безоглядной родительской любви, но и в строгости, в атмосфере уважения к людям и понимания насущных проблем общества, – эта мысль мне близка.

Л. ЧЕБЛАКОВ. Хорошо, когда родители для своих детей – и друзья, и советчики, и пример в жизни. Но посмотрите, какое, например, отношение у многих мам к училищам ГИГУ. Я не побоюсь утверждать, что ГПТУ в наше время переживают революцию. Какую еще революцию? – спросят многие. К примеру, хотя бы психологическую! Раньше к «ремесленникам», как называли когда-то учащихся техучилищ, отношение было снисходительное, ученик школы смотрел на пэтэушника сверху вниз, да и народ там собирался действительно особый: те, кто плохо учился или кто вел себя из рук вон плохо. А теперь? Теперь почти каждого ученика после окончания 8-го класса мы сами спрашиваем: как планируешь свою дальнейшую жизнь? И если ученик говорит: пойду учиться в профтехучилище – разве мы препятствуем? Нет. Потому что, во-первых, сам ученик резонно замечает: в училище я и среднее образование получу и специальность за это яге. время хорошую приобрету, а во-вторых, мы и сами понимаем: училище – это как бы вторая ступень нашего общеобразовательного дела. Это путевка в трудовую жизнь. А вот некоторые родители, как самый консервативный «педагогический» элемент, еще относятся к профтехучилищам по старинке и часто делают все возможное и невозможное, чтобы сын или дочь продолжали учиться в школе. I

Л. С АМОПАЛЬНИКОВА. А что из этого выходит? Ничего, кроме ссор детей с родителями и какого-то глухого взаимного непонимания. Больше того, родители идут в школу, к нам, в горком комсомола, и жалуются. Начнешь говорить откровенно, по душам, – смотришь, а разговор получается трудным. Потому что такой отец или мать твердят одно: мол, надо моему или моей учиться, это главное, вот пусть окончит десять классов и тогда делает что хочет, а на самом деле думают: какое там работать? Да он (или она) еще дитя! Успеет наработаться! Да и потом – мы хуже других, что ли? Пусть лучше после десятилетки в институт идет, в техникум, чем гробить себя в ПТУ...

Л. ЧЕБЛАКОВ. Между прочим, подобная родительская логика совершенно не соответствует духу времени. Взрослые часто готовы защитить детей от чего угодно, а в результате они защищают их от самой жизни, от настоящей борьбы и преодоления трудностей. Мне, честно говоря, гораздо больше по душе те ребята, которые иногда в своей запальчивости готовы ехать куда угодно или работать где угодно, лишь бы не киснуть и не проникаться духом «родительского благодушия и благополучия». Кстати, как ни странно, за ребят, которые уходят из нашей школы в ПТУ, я больше спокоен, чем за тех, кто остается в ней, спокоен в смысле их трудового будущего. Дело в том, что в ПТУ профессиональная дифференциация шире, интересней и глубже, чем на уроках труда в школе или на практике в цехах электромеханического завода. Поэтому учащиеся ПТУ к определенному возрасту подходят и граждански и профессионально более зрелыми, чем выпускники десятых классов, и именно учащиеся ПТУ составляют костяк пополнения рабочего класса. Я думаю, мы все обязательно должны всерьез заботиться о том, чтобы человек, вступающий в жизнь, не только выбрал какую-то профессию, но уже и испробовал ее в трудах и поту. С ГПТУ – тут все ясно. А вот что касается школ, то тут нужно, по-моему, повсеместно организовывать межшкольные учебно-производственные комбинаты и обязательно иметь в городе профориентационный центр.

Л. С. АМОПАЛЬНИКОВА. Такой центр уже есть, например, в Ленинграде. У нас в горкоме комсомола недавно родилась мысль съездить туда – поучиться, посмотреть, как там все организовано.

Л. ЧЕБЛАКОВ. Думаю, в подобном центре особое значение должны иметь вопросы научного и теоретического профориентирования учащейся молодежи, точно так же, как межшкольные учебно-производственные комбинаты, например, занимаются практической профориентацией.

Л. С. АМОПАЛЬНИКОВА. На IV Пленуме ЦК ВЛКСМ говорилось, что «профориентация – широкое поле деятельности для комитетов комсомола. Создание нужного общественного мнения, морально-психологического климата в школе, атмосферы уважения к рабочим профессиям – таковы наши конкретные задачи». А мы с вами, Леонид, в своей повседневной, практической работе достаточно ли умело создаем такой морально-психологический климат в школе?

Л. ЧЕБЛАКОВ. В том-то и дело, что любой ученик – натура сложная, и всякий раз нужен тонкий индивидуальный подход, чтобы успешно решать подобные вопросы. Объективно – это очень непростая проблема.

Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Не кажется ли вам, что мы относимся к школьникам в основном как к объекту воспитания и обучения. Но ведь они – еще и субъекты воспитания и обучения, со своими личными интересами, со своими внутренними, непростыми проблемами, со своей собственной точкой зрения на многие вопросы. И как же тут прийти к такому единству, чтобы то, что думаем о них мы, и то, что они сами думают о себе, совпало, чтобы «я» и «мы» слились воедино? Василий Александрович Сухомлинский писал; «В человеке начинается гражданин, когда сфера его личных интересов расширяется, включая в себя интересы многих людей». А ведь не секрет, что очень часто школьники не только не открываются нам дружелюбно и искренне, а, наоборот, еще глубже прячут в себя свое сокровенное и наболевшее...

Л. ЧЕБЛАКОВ. Это потому, что они не доверяют нам. Да-да. Мы ведь с ними часто на хитрости идем: просим быть откровенными, а сами говорим или придуманную правду, или не всю правду. А они это чувствуют. Уж если бросил в почву зерно и хочешь собрать урожай – будь открыт, честен и последователен. И потом с ребятами нужно не морализировать, а спорить.

Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Интересно, Леонид, а вам самому много приходится спорить с учениками? Ведь всегда есть опасение, что споры могут привести к нежелательным результатам – например, к взаимным обидам или просто к отчуждению. Кстати, на том же IV Пленуме ЦК ВЛКСМ подчеркивалось, что «в укреплении комсомольских организаций, росте их авторитета важную роль играют правильные взаимоотношения комитетов, комсомольских групп с директором школы, классным руководителем, всем педколлективом. Доверие окрыляет, а товарищеская требовательность взрослых воспитывает ответственность».

Л. ЧЕБЛАКОВ. Мало быть требовательным или увлеченным педагогом, надо еще быть смелым человеком. Я заметил, многие учителя просто-напросто боятся спорить с учениками. Думают, что от этого страдает их авторитет, а кроме того, старшеклассники так иной раз припирают к стенке, что трудно и выйти из спора с честью. Лично я споров не боюсь.

Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Когда я работала в школе № 12 учителем физики, у меня тоже бывали трудные моменты. По разным поводам и причинам. Может, мне помогало то, что до учебы в пединституте я полтора года проработала вожатой в той самой тюменской школе, в которой когда-то училась, а кроме того, еще полтора года проработала на судостроительном заводе, узнала, как говорится, жизнь и могла анализировать и сравнивать, прежде чем учить кого-то. И вот я заметила, что моим ученикам, кроме основного предмета – физики, интересны еще и другие уроки – уроки человечности, увлеченности и правдивости. И когда мне не хватало этого самой, я пасовала перед жизнью. Вплоть до того, что хотела никогда больше не браться за учительство. Выручала спасительная мысль: раз внушаю ученикам, что они должны быть честны сами перед собой, целеустремленны, что именно они, а не кто-то другой должны развивать и обогащать наш Тюменский край, значит, и сама я должна быть такой. Иначе мне как человеку цена ноль. Именно как человеку.

Л. ЧЕБЛАКОВ. Хотел бы иметь такую учительницу, как вы, у себя в школе...

Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Возьмите!

Л. ЧЕБЛАКОВ. Э-э, нет, мне теперь, как директору школы, гораздо выгодней, что секретарь горкома комсомола по школам – человек, хорошо понимающий школьную жизнь. Ведь проблем общих у нас с вами – у комсомола и у школы – немало, и решать их лучше и легче, когда есть полное взаимопонимание между нами.

Л. САМОПАЛЬНИКОВА. Тут я должна вам, Леонид, возразить. Союзники-то мы союзники, но мне кажется, что школа и, в частности, школьники очень часто оказываются на положении ведомых. Мало у ребят собственной инициативы, в том числе и у школьного комсомола. Нередко случается так, что мы сверху, из горкома, предлагаем ученикам-комсомольцам те или иные мероприятия. А разве так должны сегодня жить комсомольцы, патриоты своего края? Отчего возникает такое ощущение, будто некоторым комсомольцам ни до чего нет дела?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены