— Передай отцу: неплохую тренировочку он придумал для памяти. Возвращается, подлая. Помню теперь не только Людовиков, но и Сопротивление. А сейчас вдруг прорезалась одна дата: серой первый год, двадцать второе июня. Свербит, а не могу вспомнить, что.
— Начало Великой Отечественной войны, — сказал я.
На мгновение он умолк, потом выкрикнул почти восторженно:
— Когда вступили в войну мы, русские! Верно! На рассвете двадцать второго июня!
— Через час рассвет, — сказал Джемс. — Надо спешить.
Он не проявил интереса к уроку истории. Видимо, это заметил и наш собеседник.
— Все сразу не захватишь, — произнес он уже другим тоном, лаконично и деловито. — Кому-то придется возвращаться. Возьми пока один ящик, а мы с ним потолкуем немножко. — Он махнул фонариком в мою сторону, чуть не погасив при этом свечу. — Тоже историком был? — спросил он, когда Джемс с ящиком на плече исчез в темноте.
— Почти, — сказал я.
— И все помнишь?
— Многое.
— А после разгрома под Москвой что было?
— Сталинград.
— Верно, — протянул он задумчиво, — теперь еще кое-что припомнится. Жаль, что нам нельзя встречаться просто.
— Почему нельзя?
— Потому что я в Городе, чудак. Дадут пароль — встретимся. А так зайдешь — не узнаю.
Он замолчал, прикрывая разбитое стекло фонаря рукой, отчего тьма вокруг становилась еще гуще. А к моему пониманию происходящего услышанное ничего не добавило. Почему он — тоже русский — оказался здесь, на чужой планете? Почему он живет в этом загадочном безымянном Городе? И почему с ним нельзя встретиться просто, а нужен пароль? Историк. Если наш, земной, то почему он радуется, что не забыл Сопротивления и Сталинград? Или Сталинград он забыл? Значит, нужна тренировка памяти — он сам об этом сказал. Но разве эти слова что-нибудь проясняют?
— Мне понятно, почему ты бежал, — прервал он мои размышления, — но не уходи от Запомнивших. — И опять слово прозвучало так, словно писалось с прописной буквы.
— Что запомнивших? — спросил я, будто бы не расслышав фразы.
— То, что было.
— У меня другая беда, — я продолжал начатую на лодке игру, — помню все, что было, и забыл все, что есть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.