Молодежь и сервис

Виталий Моев| опубликовано в номере №986, июнь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пример и примеры

Иногда везет и журналистам. Едва сойдя в Таллине с поезда, я прямиком угадал на республиканское совещание работников бытового обслуживания. Куда лучше для первого знакомства с сервисом?

В большом двухсветном зале говорилось о многом и со знанием дела. Выступления на эстонском языке тут же переводились на русский, а русскую речь наушники у кресел так же синхронно доносили по-эстонски. Конечно, в общих чертах я и раньше знал, что по развитию сервиса Эстония многим может служить примером. Но сколько именно здесь сделано — узнал впервые. Не собираюсь изводить читателя обильной статистикой, но с несколькими цифрами познакомиться стоит. За год в республике оказывается услуг на 27 миллионов рублей, при этом на каждого жителя приходится сумма почти вдвое большая, чем в среднем на душу населения по стране. Даже в сельской местности каждый получает за год услуги на пятнадцать с лишним рублей (укажу ради сравнения, что Курская область планирует дойти до девяти рублей к концу пятилетки).

Интересна география эстонского сервиса. В самых мелких селениях регулярно бывают автобусы обслуживания (хотя пока они и убыточны), а во всех без исключения районах организованы комбинаты быта.

Крохотный городок Суур-Яани — даже не районный центр, всего две тысячи жителей. К нему ведет типичная в Эстонии дорога — и асфальтированная, и обсаженная деревьями, и обустроенная «молочными помостами», с которых колхозные грузовики забирают бидоны с молоком, выставленные крестьянами. Удобно? Удобно. А на одной из центральных улиц городка встречает двухэтажный «дом быта», представляющий все первые услуги, от ремонта мебели до проката холодильников, велосипедов и прочее.

Неподалеку отсюда районный центр Вильянди с двадцатью тысячами жителей. Опять в середине городка броское новое здание — комбинат бытового обслуживания «Леола». Любопытная похожесть: заметный «дом быта» в Суур-Яани, красавица «Леола» в Вильянди, а в Тарту строящийся корпус комбината «Эду» вместе с новым театром и кооперативным универмагом составит ансамбль центра города. И еще одно совпадение: в Таллине я попал на совещание «бытовиков», в Вильянди так же нечаянно приспел к празднику открытия «Леолы», а когда приехал в Тарту — не застал на месте никого из руководителей бытового обслуживания: все были на заседании исполкома горсовета; слушался интересующий их вопрос.

Уже по этим частностям заметно, как внимательны в республике к бытовому обслуживанию. А оно внимательно к людям.

В Вильянди я спросил у директора «Леолы» Августа Мяндмы, какие услуги практикует комбинат. Без тени похвальбы, даже озабоченно он ответил, что лучше перечислить, каких услуг пока нет. Нет косметического кабинета. Нет ковроткачества. Нет переплетной мастерской. И нет граверов. Все это появится со второй очередью комбината, на будущий год. Прошу помнить, что речь идет о районном центре…

В разговоре с Мяндмой мы даже выделили некоторое число услуг, не находящих особого спроса. Например, редкостны заказы на уборку квартир, на доставку покупок, на строительство дач. Это можно понять. Спрос на такого рода обслуживание активней в городах покрупнее. В Тарту (восемьдесят тысяч жителей) картина уже иная. Информаторы бюро услуг Нинель Александрова и Хелья Пелисар листают пухлые книги заказов, перечисляют: десятки заявок на пилку дров, на машинопись, на переводы. Кроме того, вызовы садовника и кухарки и даже прокат пикантной коляски с кучером и прочими атрибутами старинности.

Конечно, «старый добрый» извозчик — всего лишь милая выдумка рядом с насущными и массовыми услугами, такими, как пошив и ремонт обуви, одежды, химчистка, ремонт бытовых приборов, квартир. Но мелочи передают чуткость сервиса. Они тоже красноречивы. Например, сколько ни езжу в командировки, а в эстонских городах единственно встречаю заведения под вывеской «Бритье с самообслуживанием». Что такое? А очень просто: получите за пятачок электробритву, садитесь в кресло — и пожалуй бриться. Быстро, удобно, дешево.

В Таллине думают, не открыть ли и дамские салоны с самообслуживанием. Женщины, как они это любят, могут на минутку запорхнуть к зеркалу, поправить какой-нибудь там несравненный локон и лишний раз удостовериться в неотразимости.

О задумке с дамскими салонами мне рассказывал в «Коммуналпроекте» заместитель начальника отдела Юрий Фрейберг. Замыслы и планирование — его специальность, а на этот счет в Эстонии тоже много интересного.

Уже в течение нынешнего и будущего года должны открыться новые мастерские на тысячу рабочих мест, а дальше... Дальше Фрейберг выкладывает на стол пять увесистых томов исследований и вешает на стену карту Эстонии, испещренную цветными значками. Все это относится к работе над перспективами развития бытового обслуживания.

Начерно многолетний план уже разработан. При этом учтены все до единого поселки или хутора, охарактеризованы все сущие пункты обслуживания, поименовано, где сколько прибавится парикмахеров, часовщиков, швейников, расписаны по объектам капиталовложения до 1980 года.

Разумеется, в цифрах и адресах многое еще будет уточняться, корректироваться: планирование, как и производство, процесс непрерывный. Но важны сами позиции проектировщиков. Они не просто множат нынешние данные на какие-то арифметические коэффициенты «роста», а стараются предвидеть качественные перемены в формах и составе услуг.

Один пример — парикмахерские с самообслуживанием. А вот и другое — бани, но тоже в своеобразном истолковании, учитывающем как перемены, так и особые национальные традиции.

Могут сказать: «Подумаешь, бани — тоже сокровище, когда крутом вселяются в квартиры с собственными ваннами и душами». Между тем эстонские специалисты не склонны видеть в бане просто «помывочное» заведение. Как для финнов и других северных народов, бани для эстонцев всегда значили больше. Климат не балует, и люди здесь любят хорошенько покупаться (поплавать в бассейне!), попариться римским сухим жаром и т. п. Уверяют, что это полезно и для здоровья. В Тарту существует даже «клуб любителей бани», и, как мне рассказывали, в недрах его даже зреет ученая работа насчет пользы микромассажа от доброго веника…

Но бог с ней, с вящей ученостью. Факт тот, что бани в Эстонии действительно популярны, и проектировщики резонно видят их по-особому. Бани им представляются своеобразными «микрокомбинатами» обслуживания, где, кроме шайки с веником, человеку смогут предложить и парикмахерские услуги, и утюжку, и срочную химчистку, и кружку пива, и многое другое.

Из таких вот подробностей складывается широкий поиск в развитии сервиса. Можно было бы рассказать и о другом. Например, об идее превращения традиционных фотоателье с их деревянными «портретами семейства» в учреждения, которые по заказу снимут фильм о вашей свадьбе либо другом памятном событии. Или о замысле делать в жилых домах звукоизолированные музыкальные комнаты с прокатом инструментов, чтобы в их стенах заглохли наконец надоедливые гаммы репетирующих соседей. К «называнию примеров» эстонского сервиса соблазняет еще и та мысль, что вот-де обнародуешь добрый опыт, и где-то чьи-то подхватят его молодые, энергичные руки, продолжат, разовьют...

Но стоп. Тут как раз пора сказать о том, чьи руки творят добро услуг и каких рук в сервисе не хватает.

Когда в Эстонии меня слишком тянуло к поспешным восторгам, собеседники их сдерживали. «Нет, нет, — даже и на прощание повторял в министерстве главный инженер управления по бытовому обслуживанию Иоганнес Палласе. — Мы недовольны. Есть серьезные проблемы».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены