В Москве, в. Ленинграде, на далеких окраинах, - всюду рабочая молодежь была в первых рядах на наиболее ответственных и ударных позициях. Своей горячей верой и героизмом она заражала и взрослых рабочих. Первой пошла она на баррикады в дни Октября, первой зажгла огонь классовой воли и решимости в борьбе с врагами.
Июльские дни 1917 года. Стихийное выступление пролетариата жестоко раздавлено. Снова глухое подполье. Владимир Ильич Ленин и Зиновьев скрылись в рабочих кварталах. Жуткие и тяжелые времена керенщины. Военная клика снова у власти. Но это временное затишье перед большой грозой. Пролетариат учел уроки июльских дней и готовился к решительной борьбе. Незаметно из подполья руководили большевики подготовкой переворота, оттачивали лезвие классовой решимости. Рабочий класс ждал. Нужен был только толчок, чтоб все с оружием в руках пошли на борьбу за власть Советов, за рабочее правительство.
Но молодежь ждать не умела. Натянулись нервы, она была готова к немедленной борьбе. И она первая прорвала полосу затишья. Первой зажгла факел Октябрьской Революции - своей бурной многочисленной демонстрацией в 3 - й международный юношеский день 15 октября 1917 г.
Незадолго до октябрьских дней, когда в среде нашей партии были еще колебания, еще не все верили в успех переворот, в дни, когда Владимир Ильич послал свое знаменитое письмо в П. К. и М. К. партии о необходимости немедленно же взяться за организацию рабочего восстания - рабочая молодежь ежедневно приходила подгонять старших. По - деловому обсуждала она причины и объективные условия назревшего переворота. На собрании Красной Пресни молодежь выносит краткую, но красноречивую резолюцию:
«Если Р. С. Д. Р. П. (большевиков) не поведет в бой рабочую массу, то рабочая молодежь перестанет считать партию большевиков своей руководительницей, заклеймит ее позором, и проклятием и сама возьмет на себя руководство выступлением. «На улицу, к оружию, на баррикады!»
Эта резолюция отражала настроение всей рабочей молодежи России. Через нее последняя заявила партии: «Немедленно выступайте, мы с вами». Резолюция явилась мощным толчком для всех колеблющихся товарищей.
- Ваша резолюция была сигналом к восстанию, говорили нам потом.
Через несколько дней - октябрьский переворот. Самое активное и горячее участие в нем принимает рабочая молодежь.
Трещат пулеметы.
Темная, непроглядная ночь. Нужно людей в центр для связи. Кто пойдет? Хвостики, конечно. Из района в район, из района в центр, всюду под дождем пуль бегают члены Союза Молодежи.
Вот Варнашка - парнишка 12 лет. С секретными поручениями и донесениями, несмотря на поминутные выстрелы, бегает он по Москве.
И вот, однажды, засыпался.
Из - за противоположного угла выходят четверо юнкеров.
- Стой мальчишка!
Мелькает мысль: «Все пропало! А секретные документы?»
- Дяденька, пусти, - слезливо просит Варнашка, - я домой пойду.
- Погоди, куда торопишься, успеешь.
- Ты куда ходил?
- Брось ты, Вадим. Ишь, какой храбрец. Мальчишку поймал, расхрабрился.
Офицер окрикнул юнкера, который допрашивал Варнашку.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Организованный редакцией «Смены» в Центр. Доме Комм. Восп. Раб. Молодежи