НАША ПОЕЗДКА в Чехословакию на международное спортивное состязание, помимо своего чисто спортивного значения, имела еще громадное политическое значение.
Это был сплошной триумф. В честь нас заграничные товарищи устраивали огромные митинги и демонстрации, доходившие до 50 тысяч человек. О таком приеме мы, выезжая из СССР, и мечтать не могли.
Совершенно иначе встретила нас полиция. Не успел я в Кенигсберге вылезть из самолета, как таможенный чиновник, рывшийся у меня в чемодане, с ужасом извлек огромное красное знамя. Скольких трудов стоило уговорить его, что я привез знамя в подарок, а не с целью коммунистической пропаганды!
Когда мы ехали по железной дороге от Карлсбада до Рехенберга (большой промышленный город), на всех станциях поезд встречали целые толпы рабочих, заранее предупрежденных газетами. Тут же на перроне устраивались митинги с оркестром музыки, Интернационалом, знаменами и т. д. Станционным жандармам приходилось скромно удаляться, во избежание недоразумений с революционно - настроенной толпой.
Решительное состязание произошло в гор. Кошиц, в Словакии.
Наш приезд туда страшно взволновал местную полицию. Мы форменным образом обалдели, когда, выйдя с вокзала на площадь, увидали громаднейшую толпу народа с факелами (было уже темно), знаменами. Музыка гремела Интернационал.
Полиции было от чего тревожиться, она вообразила, что под видом спортсменов приехали трое большевистских агитаторов.
Нас сразу же вызвали в полицию, проверили паспорта, спросили, зачем приехали, покачали недоверчиво головами и отобрали документы.
Позже мы узнали, что с наших документов сделали копии и пересняли наши фотографии.
Несколько дней, которые оставались до состязания, нам портили настроение «ухаживания» шпиков. Они ходили за нами следом, не давая покоя. Мы в магазины - они за нами, мы - домой - они у окон. Даже, когда мы залезли на колокольню, и туда шпик полез, поглядеть, что мы там будем делать.
Мы начали их изводить всяческим образом, а в полиции заявили полицмейстеру в лицо:
- Зачем вам, милый господин, нужно было трудиться копировать наши фотографии? Попросили бы, мы и так задаром подарили бы вам...
Нужно было видеть его покрасневшую физиономию...
Спортивное состязание было назначено на воскресенье.
Чехо - Словакия - родина Сокольской гимнастики. Она преобладает здесь над всеми остальными формами физкультуры. От этого однобокого увлечения еще не отделались и пролетарские спорторганизации.
Поэтому ясно, что чехословацкие физкультурники оказались далеко не так сильны, как мы думали.
Правда, кошицкие комсомольцы оказались сильно подготовленными, но мы сохранили во всех выступлениях первые три места за собой.
День состязания оказался чрезвычайно хлопотливым для полиции. Еще утром, лежа в постели, мы услышали отчаянный шум в городе. Готовилась демонстрация. По распоряжению генерала Гайды, бывшего помощника Колчака, по городу разъезжали броневики, разгоняя своими дикими гудками кучки народа.
Однако, внушительная демонстрация в 50 тысяч человек двинулась через весь город на стадион. Колоссальные толпы народа двигались по этому же направлению.
В честь нашего приезда были выпущены специальные жетоны, заменявшие билеты для входа на стадион. Их распродали в 2 дня. Билетов не хватило, и у входа стояли двое парней с фуражками, куда обильно сыпались деньги. На трибуне мы увидели фигуру Ильича во весь рост, очень мастерски сделанную. Это оказалось работой одного из местных комсомольцев, сделавшего ее прекрасно, несмотря на то, что пришлось работать по фотографиям.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Организованный редакцией «Смены» в Центр. Доме Комм. Восп. Раб. Молодежи
Как развивались октябрьские события