Рабочая молодежь

А Киров| опубликовано в номере №43, декабрь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

В революционном движении (1900 - 1905)

С конца 90 - х годов фабрично - заводская промышленность вступила в полосу затяжного тяжелого кризиса. Крупнейшие заводы и фабрики начали закрываться. Десятки тысяч рабочих обрекались на безработицу. Капиталисты по всему фронту переходили в наступление, снижая расценки, увеличивали рабочее время, ухудшали условия труда. Ухудшающееся материальное положение толкало рабочий класс на борьбу. С 1899 г. по 1904 г. бастовало около 270.000 рабочих.

Первые выступления молодежи

Рабочая молодежь принимала непосредственное участие в борьбе взрослых рабочих и часто оказывала движению неоценимые услуги. В корреспонденциях о рабочем движении, помещенных в органах нашей партии («Искра», «Пролетарий» и «Вперед»), пестрит целый ряд заметок, описывающих деятельное и разностороннее участие рабочей молодежи в забастовках. Так, в одной заметке сообщается. На ситцевой фабрике Морозова в г. Твери подростки - рабочие, чтобы заставить бастовать, начали бить стекла в механическом отделении. Молодежь постарше, человек 300, шикали и свистали. В информации о всеобщей стачке в г. Одессе сообщается, что мальчики 12 - 13 лет выпускали пар и звонили в колокола и всячески заставляли прекратить работу. В донесениях охранки имеется следующее сообщение пристава Александровского полицейского участка г. Одессы в 1905 г. за № 527: «Сего 3 мая в 9 час. утра на углу Александровского проспекта и Успен. улицы шайка мальчиков, потребовала, чтобы приказчики магазина Яковенко прекратили работу. Шайка двигалась врассыпную и по незаметному знаку собиралась и образовывала группу».

Молодежь и старшие в совместной борьбе

Рабочая молодежь не только принимала участие в борьбе за общие интересы рабочего класса, но также выдвигала и боролась за свои интересы при полной поддержке и сочувствии взрослых рабочих. Так, в заметке, помещенной в «Искре» за 1902 г. № 14, на табачной фабрике Попова, где работало 600 человек, девочки - сподручницы отказались работать за 30 коп. в день, требуя от мастериц прибавки; последние, получая по рублю, не могли прибавить сподручницам и обратились в контору. «Посидят день - другой дома и придут», - ответил управляющий. Дети ушли и не приходили в течение нескольких дней. Мастерицы также забастовали. Стачка осложнилась вмешательством полиции, арестовавшей 40 человек «зачинщиков».

В воспоминании одного участника на судостроительном заводе стачка протекала следующим образом: ... Многочисленная группа мальчиков, человек в двести, собралась возле конторы. Вышедший старший мастер обратился с увещеваниями к стоявшим мальчикам и пришедшим посмотреть, что выйдет из забастовки, взрослым рабочим. Вместо ответа мальчики подали записку с требованием повышения зарплаты. Старший мастер предложил нежелающим работать расчет. Дело происходило зимой. Рабочих это страшно разозлило. Выступившие рабочие спрашивали, чем их положение лучше мальчиков, и вспыхнула грандиозная забастовка, охватившая все мастерские. Забастовка продолжалась один день. Требования подростков и рабочих были удовлетворены.

На судостроительном заводе Навадь в г. Николаеве, в знак протеста против разгона массовки рабочей молодежи, вспыхнула забастовка. Первым стал судостроительный цех, за ним и другие.

Взрослые рабочие принимали самое активное участие и относились к движению очень серьезно. Были выработаны требования, избрана делегация для переговоров. На следующий день к забастовке присоединились подручные, без которых многие бригады рабочих не могли работать. Завод начал терпеть большие убытки. Был издан приказ переписать бастующих. Это возмутило всю рабочую молодежь, и забастовка пошла по всем цехам. На общее собрание бастовавших явился заведующий заводом полковник, который все время угрожал, но подростки держались крепко, чувствуя поддержку взрослых. Движение было сгруппировано в судостроительном цехе, где были главные массы учеников и подручных. Работать на нем для взрослых стало невозможно. Заводоуправление предложило рабочим брать отпуска, но они отказались. Была послана делегация к начальнику цеха для объяснения, но он ее не принял. Начальником судостроительного цеха был флотский офицер Егоров, с рабочими обращался крайне грубо, ввел жесткую дисциплину. Рабочие его не любили и искали случая угостить чем - нибудь тяжелым, но он был опытен и без помощников не ходил. Была послана второй раз делегация, приготовлено ведро с едким суриком, которое поставили позади учеников, выстроившихся в ряд перед конторой. Был устроен дебош и разбито несколько стекол конторы. Под свист учеников появившийся Егоров был облит суриком. Начался переполох, а бастовавшие разошлись спокойно по местам. На другой день бастовавших подростков на завод не пустили и потребовали выдачи зачинщиков. Подростки, конечно, отказались, и были рассчитаны.

Экономические требования молодежи

Требования об улучшении положения рабочей молодежи не были последними в переговорах рабочих с хозяевами. Так, на арматурном заводе администрация имела привычку набирать мальчиков на три месяца бесплатно, а затем, по истечении срока, увольнять. При увольнении одного мальчика рабочие потребовали обратного приема. Администрация отказалась. Рабочие объявили забастовку и выставили целый ряд требований, в числе которых были политические (дело происходило в 1905 г.) и экономические, касающиеся взрослых рабочих и подростков. Для подростков рабочие требовали: 1) мальчикам - ученикам платить с первого дня поступления; 2) плата должна быть не менее 20 коп.; 3) администрация не должна иметь претензии к ученикам; 4) мальчикам - ученикам прибавлять жалованье через каждые шесть месяцев; 5) не допускать малолетних учеников к непосильному труду, который подрывает их здоровье.

Мотовилихинские рабочие в 1905 г. выставляли следующие требования: 1) шестичасовой рабочий день для подростков от 15 до 18 лет; 2) подручные должны получать плату от завода, а не от рабочих; 3) заработная плата подручных должна быть не меньше 40 коп. Рабочие Путиловского завода в 1904 г. требовали сократить время работы для детей 11 - 12 л.) до 6 часов в день и не принимать моложе 15 лет.1) Среди предъявляемых требований забастовавших типографщиков в Москве пункт четвертый гласил: «прогрессивно растущее вознаграждение мальчиков - учеников (ко дню выхода в мастера - 35 рублей».2)

Политическая борьба и первые организации

С ростом революционного движения рабочая молодежь, помимо защиты экономического положения, начинает вести и политическую борьбу, которая получила свое завершение на западных окраинах, путем создания юношеских революционных организаций, а в центральной России непосредственным участием в революционных организациях взрослых.

Рабочая молодежь поняла, что в условиях буржуазного общества ее задачей является - борьба совместно со взрослыми рабочими за революционное изменение этого общества, свержение капиталистического строя. В своем докладе царскому правительству шеф жандармов, князь Святополк - Мирский, в 1901 г. сообщает следующее:

«Поставив себе конечной целью создать из рабочих организованные массы для борьбы с правительством за осуществление своих идей, агитаторы, к сожалению, значительно успели в этом За последние 3 - 4 года из добродушного русского парня выработался своеобразный тип полуграмотного интеллигента, считающего своим долгом отрицать религию и семью, пренебрегать законом, не повиноваться власти и глумиться над ней. Такой молодежи к счастью, имеется на заводе еще немного, но эта ничтожная горсть террористически руководит всей остальной инертной массой рабочих».

Об этом свидетельствуют также и воспоминания участников. Так, корреспонденция, помещенная в первом номере «Искры» о жизни рабочих в Екатеринбургской типографии, отмечает солидарность рабочей молодежи, иллюстрирующую ее политическую зрелость.

Отрывок из письма приводим полностью.3)

Особенно отличаются ученики. Подростки все бойкие, грамотные, книжку едят, как белый калач. С ними хозяину нет никакого сладу. Заставляет он их, например, не в рабочие часы разносить корректуру. Сговорились между собой мальчики и заявили хозяину, что корректуры носить не станут - не их дело, да занимать их в неурочное время он не может. - «Вон пошли. Заставлю, и ночью будете работать». - «Ну, нет, - заявляет один из мальчиков, - это рабство, а времена рабства прошли; все вперед двигается. Пожалуйте расчет». - «Да вы что, белены объелись, стачку устраиваете?!» - «Ну, нет, - говорит один из мальчиков, - я читал, какие стачки - то бывают: по 2000 чел., а мы - то что - ж - всего 3 мальчика».

Заведывающему без мальчиков нельзя обойтись; перестал он их посылать с корректурами, но принял еще 3 - х мальчиков и велел метранпажу поскорее подучить их. Между тем, не зевают и старые ученики. «Мы, рабочие, - толкуют они новым ученикам, - должны дружно держаться».

Зовет хозяин прежних мальчиков и объявляет им расчет, смотрит, и новички тоже расчета требуют.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены