Тема «Пятилетка, молодежь, писатель» беспредельна для размышления и о литературе и о жизни. Несомненна ее важность всегда и особенно сейчас, в преддверии VI съезда писателей СССР – первого большого творческого собрания после исторического XXV съезда КПСС, события значимого и для советского народа и для советской литературы.
Мы вступили в десятую пятилетку. Она знаменует собой новый этап в развитии нашей экономики, народного хозяйства, явится большим шагом вперед по пути продвижения нашей страны к коммунизму.
Какое место займет литература в жизни молодежи, а значит, и всего советского народа, – ведь юность неотъемлемая часть нашего общества, – крайне важно. Молодым жить и строить завтрашний день, и задача советского писателя – создать такие книги, которые бы стали надежным и верным спутником молодого человека и сегодня и в будущем.
Иногда у нас еще бытует несколько утилитарный подход к литературе. На читательских конференциях говорят: «Почему не пишете о нас, железнодорожниках?» (это в аудитории железнодорожников), «Напишите о нас, строителях!» (в аудитории строителей). И т. д. Можно подумать, что железнодорожники читают или должны читать книги только о людях своей профессии. Или в лучшем случае те, где есть тема «железной дороги». «Анна Каренина», например.
А что такое «тема молодых»? Это и учащиеся, и рабочие, и ученые, и крестьяне, и воины, и в жизни они не существуют изолированно, а рядом со старшими и более младшими. Значит, и в литературе не могут существовать отдельно.
Важен круг чтения молодых. Молодой читатель сам или с помощью товарищей и старших отбирает в свой круг чтения все лучшее, что создано в отечественной и зарубежной литературе, в классической и современной. И тут особенно велика роль школы, библиотеки, родителей, старших товарищей. От их, вкуса, от их умения тонко и ненавязчиво подсказать хорошую книгу во многом зависит круг чтения молодых. К сожалению, школа наша еще плохо прививает вкус к литературе, а иногда, наоборот, отбивает его всяческими схематическими препарированиями литературных произведений или беглыми казенными обзорами. О каких эмоциях тут говорить! Особенно не везет нашей поэзии, и классической и современной. В результате неуправляемый читательский вкус игнорирует подлинные поэтические ценности, отдавая дань двум-трем модным именам. А если говорить о современной прозе, то за пределами читательского внимания в юные годы остаются многие выдающиеся произведения нашей многонациональной советской литературы.
Вопрос о преподавании литературы в школе (в широком понимании этого слова, ибо и ПТУ ныне – это школа) наиважен. Предстоит об этом большой разговор и на нашем VI писательском съезде...
Хорошая «взрослая» книга, прочитанная впервые в детстве, предполагает возвращение к ней на разных возрастных этапах. Я, к примеру, впервые прочитал «Войну и мир» в 14 лет, второй раз – в военном госпитале в 19 и вот в третий раз – совсем недавно. И каждое чтение это было открытием нового Толстого. Это я могу сказать и о многих других книгах, в том числе и современных. И, конечно, не только я.
Здесь есть повод для размышлений на тему, как «работать с книгой»...
Писать о молодых всегда было трудно. И тема преемственности поколений и вечная тема «отцов и детей» – темы сложные. И по-хорошему завидую нашим современным писателям, которые не боятся этих тем. И уж если говорить о теме молодых в своем творчестве, to скажу, что, пожалуй, «Повторение пройденного», «Повести о женщинах», некоторые другие повести и стихи меня до сих пор не разочаровали. Об этом говорят и письма читателей. К ним из, казалось бы, сугубо «детских» я добавил бы «Рассказы о животных».
Что бы я хотел пожелать молодым?
Хороших дел, продолжающих дела старших, и хороших книг!
Молодым литераторам – зрелости таланта! А значит, тоже хороших книг!
А нам, уже не совсем молодым?
Пожалуй, молодости души!
Соизмерима ли наша литература с тем уровнем ответственности и государственности, которую несут в себе эти люди?
В Кривом Роге недавно пущена крупнейшая в мире домна, в Жданове вступил в строй знаменитый стан «3600». Все это объекты, соответствующие мировому уровню. И надо, чтобы молодой человек, возводящий подобные объекты, придя с работы, взял в руки книгу, которая бы помогала ему жить, думать и трудиться, а не читать повествования об инфантильных персонажах.
Я поэт. Пишу на вечные темы. Но я много езжу по стране, много накопилось впечатлений. Сейчас на моем рабочем столе – книга стихов и книга прозы. Обе они тесно привязаны к человеку, уже прочно стоящему на ногах, нашедшему свое место в мире и самому изменяющему этот мир.
Совсем недавно в издательстве «Молодая гвардия» вышла моя новая книга стихов «Зеленый виноградник». Есть в ней поэма, посвященная комсомольцу 40-х годов, возглавившему большой колхоз.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Беседуют Рюрик Ивнев, поэт, и Дмитрий Ознобишин, ученый секретарь академического издания «Литературные памятники», доктор исторических наук, член исторической секции Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры
Документальная повесть