Пять строк, вмещающие жизнь

Олег Спасский| опубликовано в номере №1214, декабрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дурная, жестокая пародия на спорт.

Кризис в системе здравоохранения.

Где искать выход, как лечить здравоохранение?

Рецепты предлагаются разные.

Консилиум государственных мужей из правительства рекомендует проверенное средство: снова повысить налоги на трудящихся и ввести в клиниках так называемую систему «самообеспечения»: каждый пациент будет платить от 50 до 100 шиллингов за один день лечения в больнице.

Есть, однако, и другой рецепт. Коммунисты настаивают на финансовой инъекции: увеличении на пятьдесят процентов отчислений предпринимателей на медицинское страхование трудовой Австрии, значительном повышении налогов на прибыли, резком сокращении расходов на военные цели, более щедром государственном финансировании больниц, клиник, медпунктов.

Коммунистическая молодежь Австрии обращает внимание на странное, более того, противоестественное соседство: в конструкторских бюро, на заводах создаются новые, невиданные прежде машины, вбирающие в себя все новейшие достижения науки, техники и промышленной технологии, а молодые рабочие, которые завтра встанут к ним (если встанут, если хватит на всех рабочих мест), принуждены довольствоваться знаниями и навыками, профессиональным обучением, уровень которых решительно не отвечает требованиям времени.

Вилли Рау рассказывал, что настоятельная необходимость реорганизации системы профессионально-технического образования диктуется и ее архаичностью, и запросами времени, и нуждами промышленности, и, главное, крайне неудовлетворительными условиями обучения учеников. На австрийских предприятиях не хватает тысяч учебных мест. Только десять процентов учеников, проходящих профессионально-техническое обучение, – пятнадцать тысяч из более чем полутора сотен тысяч – имеют возможность заниматься в оборудованных всем необходимым учебных лабораториях и мастерских. Вот почему КМА вместе с Профсоюзной молодежью Австрии, вместе с другими левыми молодежными организациями борется за законопроект о реформе безнадежно устаревшего профтехобразования. Этот законопроект предусматривает введение контроля общественности над профтехобразованием, закрепление права на такое образование в конституции страны, создание фонда профессионально-технического обучения за счет части доходов предпринимателей.

Детство, юность, «зеленые» годы, пожалуй, лучшая пора в жизни человека. Время больших ожиданий. Время светлых надежд. Но и время подготовки к жизни, к выявлению своих возможностей. Однако не все, далеко не все молодые австрийцы обладают равными условиями для этой подготовки. И хотя технический прогресс властно требует решительного усовершенствования образования, интересы предпринимателей заключаются в другом – в эксплуатации максимально дешевой рабочей силы при минимальных затратах средств.

Один из художников, сотрудничающих с КМА, предложил карикатуру на тему задач, которые решает ученик на производстве. Первая задача – не из физики или математики. Первая задача – приносить доход. Вторая – приносить доход. Третья – приносить доход. Четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая – приносить доход, девятая – приобрести профессию.

Неудовлетворительное профессиональное образование ведет не только к потерям в заработной плате, оно обостряет чувство неуверенности у молодых рабочих: в глубине души новички понимают, что не готовы (не по своей вине!) занимать соответствующее рабочее место.

В Австрии, как и в других западных странах, много и охотно толкуют об обществе равных возможностей…

Равные шансы?

Судите сами, в университетах страны только двенадцать процентов студентов происходят из семей рабочих и крестьян.

Нужно специальное усилие, чтобы разобраться в системе образования Австрии. Разные типы школ. Разные цели, которые ставят они перед учащимися. Народные и главные школы. Гимназии различного профиля. Два потока в главной школе. Гимназии-надстройки. Педучилища, технические училища разного уровня.

И совсем не у каждого есть возможность выбрать дело по вкусу, получить высшее образование. Многие школы имеют «тупиковый» характер. Выходит человек в жизнь, ищет что-то, о чем-то мечтает, на что-то надеется, стоя на распутье жизненных дорог, и не ведает, что на каждой из них через полкилометра-километр висит «кирпич» – движение запрещено, дальше дороги нет.

И потому прогрессивная молодежь Австрии требует реального права на демократическое, созвучное времени образование.

Требует введения единой школы для всех учащихся от десяти до пятнадцати лет.

Требует удаления фашиствующих преподавателей, устранения фашистских, клеветнических текстов из учебников.

Требует, наконец, материального обеспечения учебы, чтобы дети рабочих и крестьян могли учиться и в университетах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены