Старый рабочий Константин Тимофеевич Шухин существует среди персонажей «Первого встречного» специально для того, чтобы молодые рабочие боролись с его частнособственническими пережитками и склонностью к выпивке.
Нет нужды говорить о том, насколько важна тема единства и преемственности поколений. Но образное, художественное, а не арифметическое ее решение в молодежной драматургии последних лет — явление очень редкое. Наиболее убедительно, на мой взгляд, показано это у Ю. Эдлиса а «Волноломе» (эта пьеса вообще очень интересна, и лишь неудачный финал с «дежурным» подвигом снижает ее достоинство).
«Волнолом» — романтическая пьеса, поэтому тема поколений осмысливается в ней поэтически. Инженер Роман Самсонов, герой пьесы, приходит на первую в своей жизни стройку со своей песней. Она с ним всюду, она проходит через всю пьесу, становится лейтмотивом его образа. Песня эта — о боях и походах, о надеждах и возвращениях, о поколениях, оставивших свой след на земле, и о тех, кто пришел им на смену. Вот как она кончается:
Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься
не удастся,
Какое б новое сраженье ни покачнуло шар
земной,
Я все равно паду на той, на той единственной
гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах склонятся
молча надо мной.
Мотив единства поколений, единства цели звучит а этих строчках с подлинной поэтической силой. Песня в пьесе действенна, она оружие Романа. И люди, с которыми он работает, прислушиваются к ней, — она помогает им лучше понять, оценить и его и красоту его романтики.
Но песня — лишь один из способов раскрытия темы. Другие еще ждут своих открывателей.
Именно он является целью очередного этапа нашего путешествия. Именно он является местом разрешения всех и всяческих проблем большинства наших молодежных пьес.
Ну что тут поделаешь — не сидится людям на месте. Главные и второстепенные персонажи большинства молодежных пьес стремительно несутся на вокзалы. Несутся они не сами — им помогают, их усиленно загоняют туда драматурги. Без железнодорожного путешествия не обходится буквально ни одна пьеса.
Валерий Лошманов, один из героев пьесы Эд. Радзинского «Вам 22, старики!», едет в Сибирь, как, впрочем, и его «коллега» Володя Руденко, представитель «Современных ребят» М. Шатрова. Когда-то Валерий учился в университете, из-за отсутствия интереса к наукам был исключен, служил в армии, возвратился в родной город, попытался снова попасть в университет и, наконец, уехал в Сибирь.
И Натка с Вовой из «Волнолома» Ю. Эдлиса, чтобы навсегда порвать со своим неприглядным прошлым, тоже собирается в Сибирь. И даже в «Молодом человеке» Н. Ивантер оступившемуся парнишке Коле Серегину тоже зачем-то нужно ехать в Сибирь, хотя вокруг него много хороших людей, которые могут и хотят помочь ему. И молодую учительницу Марину Георгиевну из пьесы Л. Исаровой «Самая счастливая» в трудный для нее момент тоже приглашают в Сибирь; правда, она все-таки не уезжает. И рабочий паренек Митя Сысоев, герой пьесы В. Савченко «Дни нашей юности», уезжает в Норильск...
Странно видеть такое стремление драматургов отделаться от собственных героев. Зрителю, честно говоря, надоела разношерстная толпа неоперившихся и пернатых юнцов, толкущихся у железнодорожных касс восточного направления. Ведь нельзя все сложные проблемы и движения души сводить к немудрой операции покупки железнодорожного билета. Молодежь едет на стройки Сибири, на целину — этот край всегда будет звать романтиков. Но Сибирь, не реальная, а особенная, «драматургическая», стала теперь надежным штампом и представляет собой нечто вроде гигантской обители для морально и интеллектуально неустойчивых ребят и девчат, которые желают «перековаться». Уж слишком явна ограниченность мест действия, характеров, конфликтов и финалов.
Драматурги усердно и упорно обкрадывают сами себя. Если и начинается в пьесе серьезный разговор о человеке и его судьбе, о жизни и ее проблемах, то, как правило, он торопливо обрывается за пять минут до отхода очередного сибирского экспресса. Размышления слишком быстро переходят в поступки. Трафаретность этих поступков свидетельствует лишь о трафаретности драматургических замыслов.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.