Против рутины и восстает Маша на своем первом заседании бюро. Для этого еще не нужно мужества. Но уже нужна постоянная готовность к борьбе — одна из черт героического характера.
Право же, стоит присмотреться внимательнее к этой скромной девушке, считающей себя совсем обыкновенной, заурядной. Вот она объясняет причины еще одного, не совсем обычного своего решения: паренька, собравшегося поступить в духовную семинарию, она не стала отговаривать, а предложила просто исключить из комсомола. Ей говорят: «Ведь он даже в бога не верит! Почему же мы его исключили?». Она отвечает: «А вот потому и исключили, что он не верит в бога». И объясняет: «Видишь ли, если бы он верил по-настоящему, мы во что бы то ни стало должны были убедить его, доказать, что это страшная глупость — в наше время стать попом. Но его не в чем убеждать, и ему ничего не надо доказывать. Он и так не верит. Он просто хочет легко жить. Может быть, им нужны такие, нам — нет».
Бескомпромиссность в идеологии, так ярко выраженная в этом суждении, — тоже одна из черт героического характера. И опять драматург открывает эту черту в обыденной ситуации, но дает понять, что эта ситуация все-таки не совсем обычна. Тот же Маслов так комментирует это решение бюро: «Надо будет основательно сформулировать, а то как бы обратно не завернули».
Вот еще один случай. Машин предшественник, бывший секретарь райкома комсомола, ныне обкомовский работник Дмитрий Васильевич Постников, вспоминает, как он принимал ее в комсомол: «Я уже тебе руку подаю — поздравить. А ты — речь. Даже не речь — клятву — Видишь ли, в таких случаях новоиспеченные комсомольцы обычно насчет четверок-пятерок, а ты — словно мы тебя в бой отправляем». Маша отвечает: «Это верно, мне тогда так и казалось, что в бой».
И по иронии судьбы, по той самой иронии, за которой иногда прячется закономерность, в бой, в настоящий бой, потребовавший от нее всех сил и мужества, ей пришлось вступить именно с Постниковым.
При нем район нашумел на всю область хорошим почином — комсомольскими гектарами. Постников «на этих гектарах, можно сказать, в обком въехал-.», говорит тот же всезнающий Маслов. За три месяца своего секретарства Маше успела выяснить, что почин провалился, но Постников «спас положение»: к комсомольским гектарам приписали урожай с других участков, послали в обком дутые цифры. Теперь Постников в обкоме, и очковтирательство продолжается: район решили отметить.
И тут Маша, наверное, впервые в жизни возражает Постникову. Тому самому Постникову, который принимал ее л комсомол, уму и авторитету которого она безгранично доверяла, который так долго был руководителем ее дел, мыслей и поступков. Возражает чуть смущенно, но твердо: «Дмитрий Васильевич, нас никак нельзя отмечать».
Району присуждают знамя, и Постников приезжает вручать его. Принять знамя должна Маша. Она выходит на сцену районного клуба, видит зал, битком набитый людьми — ее комсомольцами. И отказывается принять знамя.
Потом она объясняет: «Я хотела. Я до самой последней минуты хотела. И если бы не вы, Дмитрий Васильевич, я бы, наверно, взяла. И, наверно, никогда бы себе этого не простила... Но вы вышли на трибуну и стали говорить. И все это было так гладко, так красиво и все — такая неправда, что я не смогла... И сказала: нет».
Не надо преуменьшать значение этого поступка. Для того, чтобы совершить его, нужна постоянная готовность к борьбе, нужна коммунистическая убежденность для того, чтобы выбрать самый верный, хотя и самый трудный, путь и пойти по нему, взяв на себя всю тяжесть решения. Для того, чтобы совершить его, нужны те же самые качества, что и для подвига.
Подвиг, повторяем, — это выполнение своего долга в особо трудных обстоятельствах. В данном случае они особо трудные. То, что совершила Маша, способен сделать лишь человек, готовый к подвигу. Чтобы сыграть все это в театре, нужны не декорации, нужен только актер, хороший актер, который стремится искать необыкновенное в обыкновенном, героическое в обыденном.
Между тем даже хорошим актерам не всегда везет: и сегодня еще встречаешь драматургов, которые дружно выбирают внешне характерную, поверхностно «героическую» дорожку и, естественно, попадают в тупик.
Ю. Принцев в пьесе «Первый встречный» рассказывает о судьбе Алексея Лапина, который после исправительно-трудовой колонии попал на завод в бригаду коммунистического труда. Но темные, стихийные силы и здесь появляются на страницах пьесы — на этот раз их роль играют бывшие приятели Алексея из уголовного мира. Их одолевают совместными усилиями — и сюжет исчерпан. Дорожка пройдена до конца и драматургом, и зрителями, которые пришли в театр смотреть его пьесу. А судьба человека, эволюция его характера — все то, что называется жизнью, осталось за пределами сюжета, по обочинам дорожки.
Нашему молодому современнику, тому самому, с которым мы отправились в путешествие, грозит серьезная опасность. Еще очень часто его превращают в бледную копию самого себя и уводят по проторенным дорожкам старых схем и штампов. Но иногда — гораздо реже, чем хотелось бы, — ему удается пойти по другому пути. Это случается, когда драматург понимает, что воспитание человеческих душ — тоже созидательный труд, не менее, если не более важный, чем любой другой. И театр должен рассказывать именно об этом — о воспитании душ.
Этот путь труднее. Но он ведет дальше и глубже: идя по нему, знакомишься не только с поступками, но и с их причинами, познаешь героические черты нашей сегодняшней молодежи в рождении и становлении.
...А дорога идет и идет вдаль, наше путешествие продолжается. У очередной воображаемой развилки мы видим воображаемый столб. На нем — указатели, направленные в противоположные стороны. Противоположность эту можно сформулировать примерно так:
Путь, по которому, к сожалению, идут сейчас многие из пишущих пьесы, — это путь вовремя прочитанной нотации. В молодежных пьесах отношения с представителями старшего поколения все еще складываются как-то односторонне. Старшие почти не вмешиваются в происходящее, ограничиваясь одобрением или порицанием. Порицание бывает справедливым — тогда понимаешь, что драматург хотел показать, как «старики» учат молодежь. Или несправедливым — тогда молодежь играет роль нового, которому приходится бороться с отживающим. За всеми этими ситуациями, арифметическими по своей простоте, далеко не всегда удается уловить истинные причины столкновения характеров, взаимосвязь и взаимное обогащение поколений.
В «Современных ребятах» есть старый учитель Леонид Михайлович. Он появляется на сцене в одном эпизоде: приходит к своему бывшему ученику Володе Руденко в тот момент, когда тот окончательно запутался в своих делах и переживаниях. Приходит, произносит все подходящие к случаю слова. Убедившись в том, что они не действуют, объявляет Володю «несостоявшимся» человеком и уходит. Сцена задумана как встреча поколений, но встречи не произошло.
Человек появился, не одобрил и ушел. У Г. Полонского в пьесе «Сердце у меня одно» наоборот: человек появился, одобрил и... тоже ушел. Маститый поэт Синдинский одобрил стихи начинающего поэта Олега Чубарева, вспомнил собственную молодость, произнес подходящие к случаю слова о необходимости всего добиваться самому — и кончено.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из дневника секретаря горкома комсомола