Темно внутри двухметровой сферы обитаемого глубоководного аппарата «Пайсис-XI». За иллюминатором тоже темно. Собственно, слово «темно» не совсем точно определяет, что есть, точнее чего нет за толстым стеклом иллюминатора. Там нет ничего. Ни верха, ни низа, ни близи, ни дали. Там чернота, какой не бывает в нашей земной жизни, и ужасающая пустота.
За бортом нашего маленького, на троих рассчитанного мира – придонная глубина удивительного и чудесного Байкала. Над нами – сотни метров воды, под нами – неровное, усеянное камнями дно.
Командир экипажа Александр Подражанский, пилот Анатолий Сагалевич и я, исполнявший в этом погружении роль наблюдателя, прижавшись лбами к стеклам, вглядываемся в забортное ничто.
– Ну?
– Они должны быть где-то здесь...
Защелкал в динамике пингер – акустический маячок, время от времени Саша включает двигатель, и мы поворачиваемся, или движемся вперед, или вновь зависаем в молчании.
Вдруг я почувствовал холодную каплю на затылке. Потом еще одну.
– Капает что-то, – с нарочитой бодростью произнес я.
– Вода, наверное, – сказал Подражанский, – мы ведь под водой! – он провел рукой по потолку, и еще несколько капель сорвалось вниз. – Ладно, не бойся – это конденсат. Надышали за четыре часа... Ничего у тебя не видно?
– Ничего, – и в этот момент справа сверху, в толще черной воды засветилось сине-зеленое облако. – Вижу! – закричал я, – вон они, справа вверху! Висят!
Сагалевич подработал левым двигателем, а потом двумя, и мы пошли к свечению.
Или полетели (к сожалению, не найти мне слова, точно выражающего ощущение от передвижения под водой, может быть, «парить», как парят во сне?).
– Мы видим вас! – сказал Подражанский и включил забортные прожекторы. И в ту же секунду конус света выхватил из вечной ночи прекрасное видение: белый с красной рубкой «Пайсис-VII» – наш близнец в сине-зеленом тумане на бархате черной воды.
Аппараты сблизились. Я засуетился, фотографируя удивительную эту встречу на дне священного моря. Алексей Рулев, Александр Горлов и Владимир Шмелев (команда «семерки») поморгали нам прожекторами, попозировали, прильнув к иллюминаторам, и стали готовиться к всплытию.
Мы выполнили задачу погружения – нашли друг друга на дне. Маневр этот, сложный и требующий большого искусства гидронавтов, необходим для отработки взаимодействия аппаратов в аварийных ситуациях.
Причиной нашей глубинной «стыковки» стали предшествующие события. Был тихий солнечный день, когда руководитель погружения Виктор Бровко дал добро, и «Пайсис-XI» с гидронавтами Подражанским, Сагалевичем и Николаем Резенковым отправился на максимальную в этом районе озера глубину.
800 метров – нормально! 900, 1000, 1060... И вдруг спокойный голос Подражанского:
– У нас течь!
– Срочно поднимайтесь!
Они поднялись без посторонней помощи и к вечеру устранили неисправность. Оказалось, подтекал гермоввод – результат беспокойной транспортировки «Пайсисов» через всю страну. Если бы гидронавтам понадобилась помощь, то оказать ее мог бы только другой «Пайсис» – «семерка». Поэтому мы и встретились.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.