«В других училищах нет стольких приспособлений, сколько у нас. Нет у каждого ученика своего персонального ящичка, как у нас, где каждый инструмент на своем месте. Нет приспособления для заточки резцов, сверл, для измерения углов резца. Владимир Сергеевич сам разработал это приспособление. И теперь оно выставлено в павильоне «Профтехобразование» на ВДНХ. Вот кулачки для быстрого и надежного закрепления обрабатываемых деталей, вот приспособления, которые помогают обеспечить точный размер партии деталей... А вот так затачивает резец только Владимир Сергеевич. Он нас тоже этому научил».
«Я стремлюсь не только научить ребят пользоваться приспособлениями, но и разбираю с ребятами технологию их изготовления для того, чтобы каждый мог сделать себе такое же. И на заводах все продолжают работать с училищными новинками. Саша Мухин, используя приспособление для отрезания фрезой заготовок из прутков небольшого диаметра, смог выполнить за смену более двух норм. Виктор Манушии применил приспособление для обработки валиков без хомутика. Этим новшеством заинтересовались в цехе, и училище получило заказ на его изготовление».
«Владимир Сергеевич проводит для нас два инструктажа в день. При первом показывает, как выполнить операцию при минимальных возможностях станка. Когда мы усвоим этот обычный способ, нам, при втором инструктаже, демонстрируется эта же операция, но с применением специальных приспособлений, которые облегчают выполнение операции и повышают производительность труда. Владимир Сергеевич учит нас выполнять операции двумя способами, потому что в единичном производстве не всегда выгодно применять приспособления, тем более изготавливать их для одной-двух деталей. Но мы ведь знаем, что можно сделать быстрее и проще, поэтому еще до Того, как Владимир Сергеевич показал нам второй прием, мы уже сами думаем, как облегчить себе эту операцию».
«Моя цель – воспитать не просто токаря, а вырастить человека талантливого, умеющего работать творчески, с полной отдачей. Ребята не должны питаться только тем, что я им даю. Должны мыслить сами. Как-то я объявил, что завод «Художественная гравюра» просит нас сделать хотя бы 300 подставок для кубков. И предложил сделать не триста, а пятьсот подставок. Станок Володи Касьянова был на ремонте, поэтому он занялся учетом выполнения заказа. А девять мальчиков приступили к работе. В первые два часа Сережа Передков сделал деталей вдвое больше, чем другие. Ребята, поглядывая на доску, где почти через каждую минуту появлялись результаты, недоумевали, что за секрет такой у Перед-кова. Оказывается, тот при сверлении алюминия применял керосин и увеличил скорость резания. Хорошее надо перенимать. И вскоре все работали, как Сережа. А потом Сергей Буданов перегнал других. Приглядевшись к его работе, я увидел, что он применяет приём, который я им никогда не показывал. И сам не применял в работе. Так в соревновании родилась производственная новинка. Только благодаря тому, что мальчик умел думать.
В этот день ребята сделали не пятьсот подставок, как я предполагал, а 894. На примере выполнения этого заказа я лишний раз убедился, что соревнование захватывает молодежь, если оно строится интересно, без формализма. Оно не терпит шаблона, и я стремлюсь разнообразить формы его организации.
Всем известно, что специалист считается хорошим, если он умеет делать свою работу не только красиво и точно, но и быстро.
Обучая ребят, я пришел к выводу, что от них нужно требовать качества, а количество само придет. И чтобы помочь им добиться качества, я предложил руководству училища сократить время на прохождение операционных тем. Ведь у учащихся разные способности, а учат обычно всех одинаково. Способный ждет, .когда менее способный усвоит материал. Время прохождения операционных тем слишком растянуто, а профессиональные приемы мало чем отличаются друг от друга. Сложность выполнения любой токарной работы заключается главным образом в классе точности и чистоте обработки. Поэтому если при изучении операционных тем ребята будут выполнять учебные работы невысокой точности, то это не страшно. После ускоренного изучения операционных тем ученики могут уделить больше времени росту своей квалификации. С 1965 года я сократил время изучения операционных тем на двадцать процентов. Это дает очень хорошие результаты: больше половины учащихся получают при выпуске повышенные разряды.
Я горжусь своими учениками. Они приходят трудиться на завод, серьезно изучив свою профессию.
В одной из групп инструментального цеха базового завода, где изготовляют детали повышенной сложности, неохотно брали пополнение из ПТУ. Но в прошлом году в этой группе оказался мой ученик Андрей Лошаков. С первого дня практики Андрей убедил сменного мастера и заместителя начальника цеха в том, что он неплохо знает свою профессию. Рассказал об этом мастер группы инструментальщиков Сергей Георгиевич Крупинин: «Андрей пришел ко мне на практику в конце апреля, перед праздником. В конце месяца всегда много дел, и я дал ему сложную втулку, на изготовление которой, думал, хватит ему всей
смены. Часа через два Андрей принес мне готовую деталь, выполненную по образцу. Я проверил размеры и понял, что нашей группе повезло». Когда об этом узнали старший мастер и заместитель начальника цеха, они попросили, чтобы я направил к ним еще учащихся из группы.
Когда учишь подростков, важно обращать внимание на все, даже на такие вещи, как распределение станков. В нашей мастерской у каждого ученика свое рабочее место. Как и в любой группе, у нас есть успевающие и отстающие. При распределении станков мастера, как правило, хорошие выделяют способным, а отстающим похуже. Казалось бы, это справедливо. Но я так не делаю. Отстающий и без того находится в затруднительном положении, а плохой станок только усугубит его. Не всякий сможет преодолеть эти трудности, а скорее всего ученик потеряет веру в свои способности.
Если производственное обучение организовано хорошо, то все другие задачи обучения и воспитания будут решаться с меньшими затратами энергии. Мастер должен раскрыть своим ученикам красоту профессии, чтобы они увлеклись ею. Для этого надо видеть малейшие достижения ученика, знать, в чем он испытывает трудности, какой результат труда для него будет радостным событием.
Я помню всегда: у каждого ученика свои, одному ему присущие способности. И если для одного – достижение сделать пять болтов за определенное время, то для другого – десять. Поэтому я часто ставлю оценку ученику, учитывая его возможности. И эта оценка вселяет в подростка уверенность... Нельзя допускать со стороны ребят даже малейшего равнодушия к профессии. Сигналом этого является, скажем, желание подежурить по училищу вместо того, чтобы работать на станке, преждевременное окончание работы (даже на пять минут), приход на практику не.за десять – двенадцать минут, как у нас принято, а за одну-две. Часто я спрашиваю родителей, говорят ли ребята дома о своей работе. И если узнаю, что нет, то это тоже меня настораживает. Подбираю этому мальчику работу поинтереснее. В день теоретических занятий приношу ему чертеж, часто даже обычной детали, и говорю: «Эта работа срочная, подумай дома, как завтра сделать ее быстрей». Глядишь, назавтра выполняет работу быстро и с интересом».
Каждый вечер, возвращаясь домой и ощущая дыхание остывающей улицы, я думаю: как солнце согревает ее за день, так и Владимир Сергеевич согревает детей теплом своей души. А те отдадут его другим.
И станет доброта одного человека добротою многих.
В этой публикации использованы высказывания учащихся ГПТУ М 40 Михаила Жубрина, Александра и Михаила Нуждиных, Виктора Свентуховского, Алексея Соловьева и Андрея Тюрина, которым редакция выражает благодарность за помощь в организации материала.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.