Мир глазами молодых
Года два назад я прочитал стихотворение молодого, мало кому известного воронежского поэта. Начинается оно так:
Как иного хорошего нами увидено Глазами Есенина, Глазами Уитмена!
Автор чистосердечно рассказывает, как не просто ему писать стихи. Нет, не такие, как у Есенина, не такие, как у Уитмена:
Черкаю, клочую гектары
гекзаметров
Кручу себе чуб,
Бормочу, как факир.
Я очень хочу,
чтоб моими глазами
Когда-нибудь люди
взглянули на мир!
(Выделено мной.— Н. Р.)
Я верю: не пропадет, не затеряется яркий талант этого поэта. Он должен быть упорным. Жадным к жизни, к людям, с которыми честно делит работу, хлеб, любовь.
Совсем недавно один молодой прозаик, напомнив мне афоризм Шоу, смысл которого был в том, что «самые невежественные люди — это писатели», добродушно признался, что Шоу прав.
— Я тоже ничего не читаю,— весело говорил . прозаик.— И многие писатели так. Пока не читаешь, все кажется: вот она, жизнь, ты ее увидел, ты первым и рассказал о ней! А как станешь перелистывать чужие страницы, начнешь вникать во все, что создано до тебя, то окажется, что все твои облюбованные темы уже «до
косточек обглоданы» и преподнесены людям древними греками. А может быть, и раньше...
Мне хочется верить, что молодой поэт не оставил своей мечты, чтоб его глазами «когда-нибудь люди взглянули на мир». Говорят, он сейчас где-то в отряде геологов. Ближе к жизни, а значит, ближе к осуществлению мечты. Это не только его мечта. Молодые писатели берут читателя «за душу» честным, партийным взглядом на жизнь, они ищут и находят героя — своего современника — и этим привлекают его к себе, заставляют склоняться над и х книгами, думать об и х героях.
Молодежь на ходу принимает эстафету из рук старшего поколения литераторов — права «на взрослых», и теперь даже самые опытные «волки» — критики — затрудняются причислять Чингиза Айтматова, Юрия Казакова, Георгия Семенова к так называемой «литературной молодежи». И то, что молодой по возрасту киргизский писатель Чингиз Айтматов, автор изумительной по чистоте «Джамили», сдержанных, но волнующих повестей «Тополек мой, в красной косынке», «Первый учитель», «Верблюжин глаз», был удостоен в этом году самой высокой и почетной в нашей стране премии — Ленинской, говорит о большом внимании партии к молодым писательским силам, о ее вере в них.
Ленинская премия... Ее получили в этом году и старейший наш поэт С. Маршак, который, наверное, годится Ч. Айтматову в дедушки, и Расул Гамзатов, который по возрасту мог бы стать Чингизу отцом. Дед, отец, сын — вот она, преемственность' поколений, шагающих рука об руку, локоть к локтю, словно спаянных одним стремлением — отдать весь свой талант, все самое дорогое для счастья народа.
В докладе товарища Л. Ф. Ильичева на июньском Пленуме ЦК КПСС говорится: «Давно и хорошо сказано: «Береги честь смолоду». Смолоду надо всемерно укреплять, развивать лучшие черты нового человека, воспитанные в поколениях революционеров нашей ленинской партией. Мы должны свято хранить революционные и трудовые традиции нашего народа, воспитывать на этих традициях молодое поколение строителей коммунизма».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Научно — фантастический роман. Продолжение. Начало см. в №№ 11—13. 7