XXV съезд КПСС принял величественную программу строительства коммунистического общества, воодушевившую советский народ на новые трудовые подвиги, новые грандиозные свершения. Советские литераторы призваны в своем творчестве отразить размах нашего созидания, словом своим бороться за осуществление предначертаний ленинской партии, воспитывать советского человека, особенно молодого современника, в духе высоких идеалов коммунизма.
И здесь прежде всего мне хотелось бы сказать о долге всех советских писателей перед нашей замечательной советской молодежью. Она заслуживает того, чтобы рассказать о ее героическом труде во имя коммунизма, как рассказывали о первопроходцах-комсомольцах произведения писателей, которые мы благодарно храним в памяти и перечитываем не единожды: Веры Кетлинской, Петра Павленко, Алексея Арбузова...
В те далекие годы я был в Комсомольске-на-Амуре. И в свое время опубликовал немало материалов, рассказывающих о строительстве нового социалистического города на Дальнем Востоке. Сейчас вместе с И. Измайловой для «Библиотеки БАМа» мы подготовили книгу «Начало города», в которой рассказывается о подвиге комсомольцев 30-х, об их духовном опыте, имеющем громадное значение и в наши дни.
Кстати, ведь БАМ начал строиться тоже в 30-е годы. Тогда же была пущена первая ветка, именовавшаяся нами как ВОЛК, что значит Волочаевск – Комсомольск-на-Амуре. Восточное плечо БАМа поднялось еще в годы моей молодости-. В книге рассказывается об этой дороге, о том, как мы в 1937 году двое суток ехали по новой ветке, а путь-то был длиною всего в 400 километров.
Сейчас Комсомольск-на-Амуре стал од ним из опорных пунктов Байкало-Амурской магистрали. В канун XXV съезда КПСС был торжественно перекрыт мост через Амур, его строители получили приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева.
И я думаю, сейчас как раз то самое прекрасное время, когда советские литераторы могут ярко и полно раскрыть в художественных образах подвиг молодых. Теперь этот подвиг более грандиозен и, я бы сказал, более продуктивен, поскольку вооружена молодежь и технически и с точки зрения образования несравненно лучше, чем прежде. Вспоминаю, например, «нахальный метод корчевания», который придумал тогда ростовчанин Андриасов. Выстраивались ребята по росту и тянули тяжелым канатом дерево из земли... Конечно, было трудно. У сегодняшних строителей нет тех сложнейших проблем, которые были у моих сверстников, сейчас мало кто представляет, что это такое – цинга, куриная слепота...
Недавно я посмотрел фильм об агитпоезде «Комсомольской правды» на БАМе и тоже вспомнил нашу маленькую выездную редакцию, которая выпускала агитлистки, пользовавшиеся у комсомольцев и спросом и авторитетом. Нашим молодым писателям нужно принять самое живейшее участие в работе такого агитпоезда: это дало бы им возможность накопить ценнейшие впечатления и материалы, которые легли бы в основу интересных книг о строителя десятой пятилетки.
У каждого из нас в юности были книги, которые не только способствовали становлению характера, но и подчас помогали выбрать профессию. Думаю, что эти книги – не в этом ли истинная ценность литературы! – остались путеводными и сегодня для юности нашей страны. Пройдет время, и потому, что «большое видится на расстоянье», и потому, что само время оценит и выберет более нужное, появятся новые значительные книги. Наши героические дни, дни небывалых свершений и трудовых подвигов, несомненно, вдохновят и уже вдохновили не одно писательское перо.
Одна из задач, стоящих перед литераторами, как мне кажется, заключается в том, чтобы помогать молодому человеку наших дней научиться отличать истинную культуру от лжекультуры. Материальное благополучие вовсе не гарантия настоящей культуры. Поясню свою мысль. Если у тебя есть, например, автомобиль и ты едешь на нем в театр, как говорится, «себя показать и людей посмотреть», такое посещение театра не поднимает подобного зрителя ни на одну ступеньку, и не становится он внутренне богаче. И мы, писатели, должны в меру сил своим творчеством пропагандировать подлинную культуру, подлинное общение с нею.
Еще мне хотелось бы несколько слов сказать о подвиге. Сейчас именно те годы, «о которых слагают легенды», – время великих подвигов труда. Трудовая летопись нашей страны с каждым днем, с каждым часом полнится новыми именами героев. Советский народ сегодня вершит один коллективный подвиг, строя самое прекрасное общество – коммунизм. Вспомним, что Октябрьская революция – это тоже коллективный подвиг народа.
Наша советская литература – это прежде всего человековедение. И главная ее воспитательная роль – в совершенствовании советского человека.
Все мое творчество посвящено молодежи. Я часто встречаюсь с ней, и меня радует ее неудержимый порыв к труду, настоящему делу. Меня радует осознанная ею ответственность за судьбы страны, за будущее всего мира.
– Сколько нужно воды, чтобы вырастить килограмм зерна? Отчего бывают пыльные бури, почему растут овраги? Сколько земли приходится на человека сегодня, сколько ее будет через 10, 20, 40 лет?
Это одна группа вопросов. А вот другая.
– Сколько «лошадей» в двигателе «Жигулей»? За кем замужем Ирина Роднина? Кто вратарь сборной страны по хоккею?
Первая группа, надо полагать, ближе и доступнее сельскому жителю. Но проведите опрос! На вопросы второго блока ответят восемь-девять сельских парней из каждого десятка (мой опыт), а на первую группу восемь-девять персон из десяти опрошенных НЕ ОТВЕТЯТ! Причем не знать вратаря стыдно, быть не осведомленным в достоинствах ВАЗа – почти ущербность, а про эрозию-амброзию не знать – даже некий признак модерновости, независимости. Еще чего! Есть там у них агроном или кто – пусть знает, ему за это зарплата идет...
Долголетние наблюдения за молодежью в селе приводят к выводу: сегодняшний сельский парень гораздо грамотнее, чем его дед был в свои двадцать, но дед-то был образованнее! Образованнее в своем, естественно, деле. В землепашестве. При всей деревенской темноте, при суевериях, при забитости, затурканности (а это жестокие факты, смешно не помнить о них и не считаться с ними) молодой крестьянин получал до входа в ранг взрослого кормильца такую сумму знаний о таинствах и сложностях земледельческого искусства, какая потом позволяла ему – при тех производительных силах, при сохе и деревянной бороне! – приладиться к каждой нивке и выбрать точное решение из целого веера вариантов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.