ПТУ – цех экономики № 1

  • В закладки
  • Вставить в блог

При этом, конечно, было бы неправильно рассматривать такой процесс упрощенно. Еще встречаются, а кое-где и нередко, факты по-прежнему однобокой ориентации выпускников, школ только на высшее учебное заведение. Для некоторых родителей (да и учителей) слова «учащийся ПТУ» являются синонимом слов «трудный», «педагогически запущенный». Такой уродливый взгляд на проблему трудовых ресурсов, попросту говоря, является антиобщественным. ПТУ – это не порожек, о который спотыкаются, а ступень главного входа в жизнь, ступень роста человеческой личности.

Иногда встречаются рассуждения и такого рода (эти вопросы поднимает и наша печать): а не стоит ли общеобразовательную и профессионально-техническую школы объединить в одну систему? Для обоснования таких предложений приводятся и довольно серьезные доводы: во многом снимется проблема поиска дополнительных помещений; выпускники восьмых классов станут более рационально распределяться по видам продолжения образования; с развитием средних ПТУ и созданием межшкольных комбинатов системы стали во многом похожими. Но ведь похожее не значит одинаковое. А кроме того, решение этого вопроса сейчас было бы просто преждевременным, ибо как одна, так и другая системы еще далеко не исчерпали своих внутренних возможностей. Что же касается взаимодействия, делового партнерства этих систем, то оно, несомненно, может и должно осуществляться более полно и всесторонне. Резервов здесь, прямо скажем, немало.

К примеру, в последние годы органы профтехобразования и просвещения, училища и средние школы стали все чаще практиковать совместное проведение методических секций, открытых уроков, педагогических чтений. Мы готовы сполна поделиться опытом с работниками межшкольных производственных комбинатов, оказать им помощь в деле трудового обучения и воспитания школьников. В свою очередь, преподаватели училищ с благодарностью воспримут опыт школьных учителей в общеобразовательной подготовке, перенесут в училища передовую практику школьной педагогики. Немалые достижения в этом уже есть. Особенно в деятельности нового типа учебного заведения – средних профтехучилищ. Во всех них внедрена кабинетная система обучения, преподаватели располагают богатым дидактическим материалом, используют в учебно-воспитательном процессе около 6 тысяч самых разнообразных технических средств обучения. Все шире применяются телевидение, видеомагнитофоны, кодоскопы. всякого рода тренажеры, действующие макеты, агрегаты, схемы. Более 90 профтехучилищ республики предоставили свои мастерские и лаборатории для организации трудового обучения старшеклассников.

Задачи социально-экономического развития нашего государства, о которых так убедительно говорил Леонид Ильич Брежнев в речи на XVIII съезде ВЛКСМ, требуют не только критического анализа, но и пересмотра принципов подхода к профессиональной ориентации. Видимо, настало время приступить к созданию государственной службы профориентации, профинформации и профотбора молодежи, построенной на строго научной основе, то есть такой службы, которая была бы свободна от субъективизма и ведомственных интересов и смогла бы преодолеть, перебороть так называемую «домашнюю» ориентацию, которая, к сожалению, в некоторых случаях сильнее общественной.

Жизнь – это не учебник, не справочник, из которого можно получить готовый рецепт. Ежедневные проблемы, нестандартные ситуации требуют от человека принятия смелых самостоятельных решений. Вот почему нам нужно не обучение вообще, не передача информации от знающего к незнающему, а обучение развивающее и воспитывающее, обучение, формирующее личность, характер, творческую индивидуальность. От того, как мы обучим, как воспитаем нынешних питомцев ПТУ, в определяющей мере будет зависеть и то, как они поведут дело в будущем. Последнее хотелось бы подчеркнуть особо еще и по той причине, что, как говорит народная мудрость, есть три вещи, которые никогда не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и прошедшие дни. Не потерять попусту ни одного дня, заполнить каждый час пребывания в училище полезными делами, сделать его существенным – в этом мы видим одну из главных своих задач, и в решении ее мы рассчитываем на самую активную, заинтересованную и разностороннюю помощь комитетов комсомола, наших шефов – базовых предприятий.

При этом особого внимания требует к себе проблема свободного времени. Применительно к специфике ПТУ значение ее еще более возрастает. Ведь в училище, по сути, заново складывается ученический коллектив. Ребята приходят из разных школ и разных районов, с неодинаковой степенью подготовки и воспитанности. Многие из них проживают в общежитиях, на частных квартирах впервые самостоятельно ведут свой бюджет. Они отрываются от дома, лишаются привычной обстановки, повседневного контроля со стороны родителей. Научить подростка правильно распорядиться свободным временем, поставить перед собой цель и упорно к ней идти, увлечься полезным делом, преуспеть в нем. стать мастером этого дела. воспитать органическую потребность в чтении книг, посещении театров, музеев, выставок, в занятии спортом, техническим и художественным творчеством – задача нелегкая, требующая немалых усилий и времени.

И здесь нам не надо изобретать что-то сверхъестественное. У нас накоплен в целом ряде училищ немалый опыт в этом деле, есть добрые, хорошие традиции. Главное – сделать этот опыт достоянием всех, научиться его, так сказать, «тиражировать»...

Совместными, объединенными усилиями мы призваны помочь нашим ребятам наполнить жизнь глубоким, социально значимым содержанием.

Фундаменты увлеченности

Наталья Дягилева, секретарь комитета комсомола Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова, делегат XVIII съезда ВЛКСМ

Академик Сергей Павлович Королев, великий ученый и великий труженик, говорил: «Жить просто так нельзя. Жить надо с увлечением». Так жил он сам, так работал. Так живут и работают его товарищи и ученики – инженеры, рабочие, конструкторы, все те, кому наша страна обязана замечательными успехами в космосе. Увлеченность, мне кажется, это абсолютно необходимый элемент в микроклимате любого трудового коллектива, не важно, занят ли он производством станков, мебели, стали или самолетов. Мыслимо ли выйти на рубежи высшего качества, если стиль работы отмечен клеймом равнодушия? Возможно, ли подлинное мастерство без горения, без интереса к своему делу, без влюбленности в него? Но все это, естественно, не рождается само по себе. Увлеченности нужны солидные, стабильные фундаменты.

Я думала об этом, вспоминая большое событие в жизни нашего коллектива: недавно объединению было присвоено почетное звание «Предприятие коммунистического труда». На торжественный митинг пришли друзья, товарищи, единомышленники. Ветераны, которые знали еще незабвенного нашего шеф-пилота Валерия Чкалова. Пришли заводчане всех поколений. Пришли ребята- пэтэушники – рабочие завтрашнего дня. Завтрашнего – и уже сегодняшнего. Вот что конкретно означает это в чкаловском объединении...

В системе профтехучилищ, для которых базовым предприятием является наше объединение, центральное место занимает ГПТУ-166. В его «номенклатуре профессий» представлены основные, профилирующие специальности, необходимые заводу: токарь-универсал, фрезеровщик, слесарь механосборочных работ, слесарь-сборщик летательных аппаратов, слесарь-инструментальщик, слесарь-жестянщик и другие. Первый набор училище объявило в 1976 году. В ту пору оно еще не имело собственной площади, а сегодня построены современные учебный и производственный корпуса, просторное общежитие.

Задайте любому в ГПТУ-166 – будь то директор или первокурсник – вопрос об отношениях училища с базовым предприятием. Убеждена, все вам ответят: «Мы – цех завода». И прибавят, возможно: цех, пользующийся особым вниманием.

Это не декларация. Каждый год распоряжением по заводу группы учащихся закрепляются за цехами. Каждый учащийся получает наставника – одного из лучших производственников. Таким образом, с первого дня учебы в ГПТУ знакомство с заводом не «шапочное», а самое деловое, предметное, детальное. Человек пришел в цех, в котором он со временем будет работать. Адаптация в коллективе начинается задолго до окончания училища.

Учащийся ГПТУ, придя на завод, сразу же попадает в сферу влияния совета молодых рабочих. Он не чужой, не временный человек здесь, и мы стремимся чтобы он это постоянно чувствовал.

Сразу же, ступив на территорию предприятия, каждый новый член нашего коллектива видит изображения орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, читает строчки Указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении завода. Мы заботимся о том, чтобы учащиеся ПТУ знали историю завода, гордились им. Не бывает на заводе торжественных мероприятий, в которых не принимали бы участия наши пэтэушники.

Есть безошибочные признаки, по которым можно судить об отношении базового предприятия к своим ПТУ. Один из них – обеспечение кадрами, другой – снабжение оборудованием и материалами.

У нас дела обстоят таким образом. Педагогический состав училища сложился из заслуженных работников завода. Директор Валихан Набиевич Набиев был учеником токаря, рабочим, мастером, старшим мастером. Секретарь парторганизации училища Владимир Филиппович Федченко начинал на заводе учеником фрезеровщика, в училище пришел мастером производственного обучения и преподавателем немецкого языка – заочно окончил Ташкентский институт иностранных языков. Заместители директора Андрей Данилович Калашников и Владимир Васильевич Кокорев – тоже воспитанники и патриоты завода.

Что касается оборудования... Сошлюсь на опубликованную в «Смене» интересную статью первого заместителя председателя Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию В. А. Саюшева «Заводская проходная третьего тысячелетия». Автор рассказывал о том, что директора многих предприятий до сих пор обеспечивают свои ПТУ по схеме «на тебе, боже, что нам негоже», а потом разводят руками: где взять квалифицированных рабочих? Скажу прямо: у нас в объединении такое невозможно. Новейшие станки выпуска последних лет стоят в мастерских ГПТУ-166: токарные автоматы, сверлильные и фрезерные станки с программно-числовым управлением и т. д. Какой интерес к работе вызовут у ребят архаичные сооружения, годные лишь для заводского музея? Наши пэтэушники делают шаг в мир НТР у себя в учебных кабинетах и производственных мастерских.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены