Протест художника

Р Горохова| опубликовано в номере №785, февраль 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Широкоплечий, приземистый, с проницательными живыми глазами - таков Вильсон Тиберио, бразильский художник. Когда руки устают держать кисть и палитру, а глаза всматриваться в очертания будущей картины, он покидает мастерскую и долго бродит по улицам французского города. И тогда Вильсон особенно остро чувствует, как далека от него Бразилия. Там, за океаном, в Риу-Гранди-ду-Суль, он родился. По ту сторону Атлантики осталось его детство, прошедшее в бедной негритянской семье. И хотя во Франции и Италии ежегодно устраиваются выставки его картин, художник не обеспечен. Буржуа не по вкусу тематика произведений Тиберио. А писать картины, угодные пресыщенным «любителям» живописи, Тиберио не желает: он коммунист.

Жизнь и творческий путь Тиберио - это самоотверженная беспрерывная борьба. В шестнадцать лет он вопреки воле отца отправился в Рио-де-Жанейро, где поступил в Институт изобразительных искусств. Одновременно стал изучать историю, этнографию и антропологию народов Латинской Америки.

В 1942 году двадцатидвухлетний Тиберио оканчивает институт, его картины в выставочном салоне отмечаются почетным дипломом. Некоторое время молодой живописец работает в мастерской польского художника Бруно Леконского, затем самостоятельно. Темы его картин и рисунков приобретают большую социальную заостренность, растет мастерство. Ненависть к угнетателям народа приводит Тиберио в 1945 году в ряды Коммунистической партии Бразилии. В том же году он организует свою первую большую выставку в Рио-де-Жанейро; затем вторую и третью. Тема этих выставок - жизнь негров в Бразилии. Газета «Глобо» писала: «Тиберио изображает сцены из повседневной жизни в трущобах Рио-де-Жанейро с такой силой и выразительностью, какой еще никто до него не достигал... Картины, изображающие ритуалы негритянского народа, говорят о том, что художник является наследником искусства африканских племен».

Незаурядный талант Тиберио обращает на себя внимание французского посольства в Рио-де-Жанейро, и вскоре он получает приглашение приехать во Францию учиться в Парижской школе живописи. Здесь Тиберио сближается с художниками Пикассо, Шаплен-Миди, Шапиро, Борси и другими. Занимаясь живописью, он продолжает углубленно изучать этнографию и антропологию в парижском Музее Человека. В 1948 году, по окончании занятий в Парижской школе живописи, Тиберио едет в Черную Африку, он посещает Сенегал, Судан, Нигерию, Дагомею, путешествуя чаще всего пешком или в пироге. Особенно интересует его Дагомея. С волнением узнает он в ритуалах и танцах негров этой страны звуки и картины, знакомые ему с детства. Тиберио чувствует себя частицей этого народа, переживая вместе с ним ужасы колониального гнета. Он знакомится с прогрессивными деятелями африканских народов, борющимися против угнетателей. Местные французские власти уже давно заметили этого беспокойного художника. Их не устраивает его пребывание в Африке, где им хотелось бы сохранить колониальные порядки. По приказу французского правительства Тиберио высылают из Африки.

вернувшись в Париж, художник начинает работу над серией картин. В 1952 году он организует выставку на африканские темы в Ницце. Это отчет художника о поездке.

На живописных полотнах запечатлены бытовые сцены, обряды и танцы африканских негров: девушка, приготовляющая тесто из маниоки; женщины, растирающие просо в каменных ступках; многолюдный базар с его пестротой национальных костюмов; обряд «посвящения» при свете луны. Тут были картины и иного содержания: изможденные нищие в лохмотьях; копи, где местные жители трудятся под конвоем вооруженных поработителей; и, наконец, повешенные негры, виновные в том, что отказались стать рабами. На этих полотнах внимание художника приковано к человеку, к его чувствам. Жизнь африканских негров изображается как мир, полный страданий и лишений.

Творчество Тиберио основано на исключительном знании народного искусства. Строгие и однообразные линии, тусклые тона в картине «Плакальщицы» передают атмосферу безысходности и тоски. Вот огромное панно «Женщины у источника» - непрерывный ритмический ряд фигур, почти плоскостных, сочетания ярких голубых и желтых тонов. Тиберио тяготеет к большим композиционным построениям и к декоративности.

Художник живет во Франции. В нынешнем году исполнится его давнишняя мечта: он поедет в Бразилию, чтобы «отчитаться перед своим народом и партией» в том, что создал за последние годы. У Тиберио есть и другое заветное желание: приехать в Советский Союз, который он так полюбил за время пребывания на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов и где у него много хороших друзей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены