Об экспериментах Владимира Леонидовича Райкова можно рассказывать очень долго. Все они чрезвычайно интересны и порой наводят на мысли о чудесах. Но ничего сверхъестественного в них нет. Есть непознанное, еще не объясненное, не исследованное до конца.
Существует Всемирное общество гипнологов, есть и Европейское, Славянское... Ни в одно из них наши специалисты не входят, нет у них и своего всесоюзного общества, не говоря уже о журнале, какие издаются сегодня практически по всем отраслям и даже подотраслям науки. А между тем гипноз необходим не только психотерапевтам, не только в психоневрологических диспансерах и клиниках. Он нужен хирургу, чтобы успешно оперировать больных, которых по тем или иным причинам нельзя усыплять традиционным наркозом. Он нужен простому терапевту, чтобы выяснить, до какой степени пациент «достраивает» свою болезнь в воображении. Фармакологу, чтобы повысить эффективность действия лекарства. Гипноз, наконец, сам является универсальным инструментом лечения многих болезней. Но это и мощный исследовательский инструмент, позволяющий проникать в глубины психики, изучать и расширять границы творческих возможностей человека. Райков уверен: дальнейшие эксперименты раскроют еще не одну тайну психики и дадут практические возможности использовать новые знания в этой области на благо каждого и всех.
— Ведь в принципе с помощью гипноза можно учить не только живописи и музыкальному мастерству, — говорит он, — но и укреплять, усиливать способности к техническому творчеству, пробуждать математические наклонности, быстро «вводить» в человека любой минимум знаний, будь то иностранный язык или язык компьютеров. Короче говоря, любой без исключения вид деятельности можно значительно активизировать гипнотическим воздействием!.. Кроме того, под гипнозом легко выявима внутренняя, так сказать, профориентация человека. Ведь зачастую в юные годы, когда пора делать выбор жизненного пути, мы этого еще не знаем. Но с помощью гипноза можем узнать.
Кстати, на такое применение гипноза нас как бы наталкивает сама природа: в глубокое гипнотическое состояние легче всего входят люди в возрасте до двадцати лет. Позднее эта способность у них снижается. Правда, ее можно сохранить, если попасть на прием к гипнологу в самом благоприятном возрасте...
В самом начале статьи мы назвали Владимира Леонидовича гипнологом. И это действительно так. Но гипнология, как и живопись, лишь его увлечение, которому вот уже около тридцати лет он отдает все свободное время, все выходные и отпуска. Работает же Райков психотерапевтом.
Мы назвали его ученым с мировым именем, и это тоже, правда. Он единственный из советских ученых почетный член редколлегии «Британского журнала экспериментального и клинического гипноза». У нас в стране (в «Психологическом журнале» АН СССР) и за рубежом опубликовано свыше пятидесяти его научных статей по проблемам активизации творческих процессов с помощью гипноза. Кстати, свои статьи Владимир Леонидович сам переводит на английский, который выучил по собственной же методике всего за месяц с небольшим.
После каждой публикации Райков получает массу откликов от коллег-гипнологов из разных стран, а однажды к письму оказался «приложен»... контейнер с исследовательской аппаратурой общим весом 980 килограммов. Мы видели эти приборы, они пылятся вместе с картинами в мастерской и на квартире Райкова: установить и использовать их негде.
Поразительно, но факт: в Академии наук СССР, Академии медицинских наук и Минздраве СССР исследования и эксперименты, проводимые Райковым, считают... его «личным делом», не представляющим интереса для большой науки. Считают, к счастью, далеко не все, но, к несчастью, как раз те, от кого зависит решение вопроса о создании хотя бы крохотной лаборатории при академическом институте.
Проблемы, которые исследует доктор Райков, находятся на стыке наук и, образно говоря, чуть ли не на самом ведомственном барьере, разделяющем две Академии. Долгие годы Иван кивал на Петра, а Петр на Ивана, и лишь года полтора назад в Минздраве СССР подготовили было решение об организации лаборатории экспериментальной гипнологии в системе министерства. Но затем чья-то властная рука наложила на решение вето.
Да, никто не может дать гарантии, что все до единой гипотезы Райкова подтвердятся при более тщательном исследовании с помощью соответствующей аппаратуры. Но это ведь не означает, что можно авансом объявлять их ошибочными. Тем более что многие его предположения за тридцать лет работы стали официально признанными открытиями. Значение их и практическая польза велики и очевидны.
Но все это, как ни странно, не является достаточно убедительными аргументами для обеих Академий и министерства, которые никак не хотят признать ученым человека без званий и степеней, хоть он и проделывает в свое свободное время немаловажную часть ИХ работы.
Владимир Ротенберг, доктор медицинских наук:
...Для развития этого направления нужны тщательные психофизические исследования. Сеансы гипнотического внушения должны сопровождаться регистрацией различных электрофизиологических показателей на каждой стадии погружения, психологических характеристик поведения и мышления испытуемых. Подобные исследования помогут выработать методики развития творческих способностей, ответить на ряд сложных теоретических вопросов, и, конечно же, усилий одного энтузиаста, даже такого творческого и инициативного, как В.Л.Райков, здесь недостаточно. Необходима лаборатория, коллектив психологов и физиологов, аппаратура...
Яков Пономарев, доктор психологических наук:
...То, что делает Владимир Леонидович Райков, чрезвычайно важно и ценно. Его исследования расширяют знания о резервах человека. В последние годы много говорят и пишут о так называемом неосознаваемом творчестве, Райков же предлагает нам один из методов изучения таких процессов, причем метод эффективнейший. Да, проблема неосознаваемого долгое время находилась как бы вне науки, но подобный взгляд на нее давно настала пора отмести. Гипноз просто необходимо использовать как метод научного исследования. Такое использование возможно и требуется во многих областях знания и в различных направлениях науки, в том числе (а, может быть, в первую очередь) и в психологии творчества...
Мария Телешевская, доктор медицинских наук:
...Как психотерапевту-практику, мне очень близки проблемы, которыми занимается доктор Райков. В клинике мы тоже мобилизуем от сеанса к сеансу волевые ресурсы человека, его эмоциональность, активизируем интеллект, трудовую деятельность. И убеждаемся: ресурсы человеческой личности и организма неисчерпаемы. Большинство из нас, даже живя напряженной творческой жизнью, не знает как следует свои возможности, таланты, а значит, и не использует их в полную меру. То, что Райков не находит должной поддержки в Минздраве СССР и Академии медицинских наук, — факт, который трудно понять. Талантливейший ученый, он вынужден проводить свои эксперименты как кустарь-одиночка. Но сколько бы мы ни говорили о важности энтузиазма, в наше время на одном этом качестве невероятно трудно добиться успехов в научной деятельности. Райкову нужна, необходима аппаратура и лаборатория со штатом психологов, медиков, инженеров, специалистов в различных областях творчества. Не верю, чтобы создание такой лаборатории в наше время, да еще в Москве, составляло большую трудность. Тут нужно решать конкретно: такой-то отдел Минздрава, такое-то подразделение Академии медицинских наук с участием Института психологии Академии наук СССР должны сесть за общий стол и сформировать специальный творческий коллектив ученых-исследователей по этой тематике. Исследования Райкова — далеко не его «личное дело», и этому делу необходимо помочь. Пока серьезной помощи не будет, о Райкове и его экспериментах будут писать и рассказывать, как рассказывают об экстрасенсах, как о сенсации, в которой ничто не доказано.
А. А. Чуркин, главный психиатр Минздрава СССР (запись в книге отзывов о выставке картин, нарисованных под гипнозом):
...Явление совершенно необычное и лишний раз подтверждающее наличие колоссальных возможностей человеческого мозга. Мы надеемся, что метод Райкова получит широкое распространение...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.