Пролог

Л Ломберг| опубликовано в номере №473, февраль 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы встретились в академической библиотеке. Небольшого роста, с тонкими чертами лица и чёрными угольками глаз, Вадим казался совсем ещё юным. Когда нас познакомили, выяснилось, что этот юноша уже заканчивает курс высшего учебного заведения, что он выпускник и сейчас трудится над дипломным проектом.

- Кем же вы будете? - спросил я Вадима, но он ничего не ответил, приложив палец к губам.

Вокруг царила напряжённая тишина, чем - то напоминающая тишину в окопе перед боем. Мягкий зеленоватый свет овальных люстр падал на ряды длинных столов. Между стопками книг и рулонами чертежей сидели юноши и девушку - одни готовились к лекциям, другие - к сдаче экзамена, диплома. Что общего между этим залом и окопом? Откуда такая странная, на первый взгляд, ассоциация? Вникните в эту тишину - и вы поймёте, что очень многие здесь чувствуют себя словно перед сражением, но, конечно, это своеобразный бой - за науку; постигаются формулы и гипотезы, познаются теории, а порой решаются научные проблемы.

Вадим, взяв меня за рукав, увёл в одну из лабораторий института. По дороге он сказал, что ему очень жалко покинуть вуз, а особенно - библиотеку. В лаборатории Вадим подвёл меня к маленькой металлической вещичке - простой, нехитрой задвижке, какие бывают у машин.

- Газовый регулятор, - пояснил Вадим, - результат долгих трудов.

Меня это признание студента смутило: стоило ли тратить много времени на очевидную мелочь? Размышляя так, я заметил:

- Уж очень мал... этот ваш...

- Мал регулятор, - перебил с запальчивостью Вадим, - да дорог!

Тут же я узнал, в какой мере был прав студент - комсомолец Вадим Добкин. Танковые армии гитлеровского генерала Гудериана рвались к Москве. Сформированные части народного ополчения ждали приказа к выступлению на фронт. Наутро роте ополченцев, состоявшей целиком из студентов 4 - го курса Московского высшего технического училища, действительно велели срочно построиться с полной выкладкой и личными вещами.

Каково же было недоумение студентов, когда им неожиданно зачитали приказ командования о передаче всей роты в распоряжение Наркомата вооружения для отправки на военные заводы.

И тогда, в эти дни большой тревоги за судьбу родины, ярко выявилась исключительная забота о технических кадрах, о будущем отряде молодых советских инженеров.

Среди студентов - ополченцев был Вадим Добкин - комсомолец, сибиряк, ещё совсем юноша, 1920 года рождения. С первых дней войны он страстно желал защищать отчизну с оружием в руках. Но как и все его товарищи по курсу, он на войну не попал, остался в тылу.

И теперь настала пора рассказать о том, что сделал один из многих комсомольцев - студентов, вдалеке от передовой линии, как он, заодно с фронтовиками, побеждал и победил врага.

... В отделе кадров нового авиационного завода Вадиму сразу же предложили должность сменного мастера в котельной. Уже через две недели выяснилось, что в котельной нет начальника и что Вадим должен выполнять и эту обязанность. Котельную пустили, не достроив ещё самого здания. Паропроводы и тепловые сети лежали под толстым слоем декабрьского снега. Их расположение оказалось никому неведомым - люди, достраивавшие завод, были в большинстве новичками; они только что эвакуировались из Ленинграда, Таганрога, Ворошиловграда. Кочегарами пришлось поставить подростков, никогда раньше не видавших заводского котла. Уголь был плох, с обилием влаги, горел трудно, коптил. А морозы крепчали, достигая 50 градусов. Каждый цех требовал побольше пара: возводили фундаменты под станки, а на холоде бетон не схватывался. Тогда придумали «тепляки», обогреваемые паром. Ими как бы накрывали бетон, спасая ценный материал.

- Больше пару! - требовали от Вадима.

- Обогревайте!

- Перебои в котельной мешают выпуску самолётов! - заявляли на производственных совещаниях.

И студент, ещё не доучившийся, во многом просто самоучка, оставался сутками в котельной, стараясь понять, уяснить себе сущность каждого агрегата, его капризы, а главное - ещё не выявленные, не познанные никем резервные возможности. Да, это было нелёгкое дело, но боевое, неотложное.

Очень быстро понял Вадим, что одного уменья решать дифференциальные уравнения недостаточно. Следовало упорно учиться у жизни. Что ж! Вадим становится рядом с кочегаром. Затем - рядышком с мастером. Он учится отдельным приёмам, изучает системы котлов. Он не боится начать с азов. Будучи уже формально командиром, начальником сложного хозяйства, он не стыдится расспрашивать обо всём, что кажется ему непонятным, неясным.

Очень часто Вадим, по его словам, совершал «экскурсии» к знатокам котельного дела. Не следует понимать это в буквальном смысле. Молодой начальник цеха никуда не ездил, всё время оставался на территории завода, раскинувшегося в поле, в нескольких десятках километров от большого приволжского города. Но все, кто по заданиям дирекции бывал в этом городе, привозили по просьбе Вадима книги, справочники, письменную консультацию. Он был приучен к книге, любил её и понимал, как существенно может она помочь в формировании нового, передового опыта.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены