- «Ну, хорошо, - говорит антисемит, - а вот крестьян - евреев ведь нет; это потому, что там нужно от зари до ночи водить лошаденку, гнуть спину, трудиться, потому, что нет легкой наживы».
Вот тут наш антисемит совсем впросак попал. Ведь евреям нельзя было селиться в сельских местностях. Еврей не мог стать членом «крестьянского сословия». Откуда же им было взяться, евреям - хлебопашцам? А сейчас Советская власть пытается исправить эту историческую несправедливость, наделяя евреев землей, заводя еврейское землеустройство на Юге СССР. Уже десятки тысяч евреев заняты крестьянским трудом.
- «Ну, а торговцы - евреи, - настаивает антисемит, - сколько их, какая масса и какие хитрецы и пройдохи».
Среди евреев, действительно, торговцев много, но где та отрасль общественного труда - куда могли они устремиться при условии, что их гнали из промышленности и сельского хозяйства, и ни на какую службу не пускали? Пусть этот антисемит укажет такую неведомую область. Да и, кроме того, какой разумный человек стал бы упрекать английского рабочего за то, что английская торговая буржуазия так сильна? Если она сильна, значит нужно объединить усилия рабочих разных наций в борьбе с этой буржуазией, а не рыть пропасть между трудящимися. Ничто не может оправдать антисемитизма.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из романа «Марабу в шляпе»
Воспоминания народовольца