НЕ нужно скрывать того, что у нас еще сохранился среди малосознательных рабочих антисемитизм - ужасное наследство от царской России.
Десятилетиями прививалась массам бацилла национальной ненависти. Вот что говорит Владимир Ильич: «Антисемитизмом называется распространение вражды к евреям. Когда проклятая царская монархия доживала свое последнее время, она старалась натравить темных рабочих и крестьян на евреев». Оказывается - национальная борьба была способом предотвратить борьбу классовую. На революцию царское правительство отвечало погромами.
И не нужно думать, что только на евреев натравливали. Кто не знает о ненависти к армянам на Кавказе, к киргизам, туркменам и многим мелким народам на Востоке? Не нужно думать, что только в России практиковались такие приемы. Кто не знает о погромах и угнетении малых наций в Румынии, Польше? Разве там украинцы не попали на положение евреев? Разве турки не резали, не громили греков, как у нас резали и громили евреев? Разве даже в просвещенной Германии фашисты в ответ на подъем волны рабочего движения не били стекла в еврейских лавках и не поднимали травли? Всегда и везде правящие классы пытались утопить ненависть к богатым в лужах крови угнетенного народа. Везде и всегда антисемитизм являлся громоотводом, посредством которого спасались власть имущие от бури народного гнева.
Достаточно, только посмотреть, когда были погромы особенно обильные и свирепые, чтобы это стало совершенно очевидным. 1881 г. - 1905 г., 1919 г. - вот верстовые столбы в истории погромов.
1881 г. 1 - го марта бомба убила императора Александра II освободителя. Первый раз революция заставила содрогнуться эксплуататоров. Среди участников покушения, среди революционеров был один еврей, игравший совершенно второстепенную роль, но зацепка была найдена. - «Жиды убивают русских, жиды убивают царя» - покатилось по России, и вслед за этим лозунгом шли погромы, резня, зверство - 150 погромов насчитывают те дни.
1905 г. Первая революция. Невиданному размаху этой революции соответствовал невиданный размах погромов при подавлении революции. Кругом шла дикая резня. «Вот мать стоит над трупиком десятилетней девочки (пишет очевидец белостокского погрома), покачивает головой и шепчет с мольбой: «Доченька, пташечка». А девочка лежит с полузакрытыми глазами, в которых застыл ужас, со штыковой раной в груди. Дальше, двое рабочих с перерезанным горлом. Вот старик учитель, с глубокой рапой между глаз, в которую вбит гвоздь. - Все самая горькая беднота. И длинные дроги, облитые кровью, каждые полчаса въезжают во двор с новыми трупами»
На Кавказе, где евреев мало, контрреволюция свою душегубскую работу должна была выполнить, устраивая армянские погромы. Они во всех отношениях напоминают еврейские - чувствуется, что одна и та же рука их делала. «Уже пятый день идет организованная резня армян... Хулиганы ходят по городу с портретом государя и флагом, сопровождаемые офицерами и войсками, останавливаясь перед заранее намеченными армянскими домами. Производя перед ними панику выстрелами, уверяют, что из этих домов стреляли, начинают грабить, затем и поджигают их под прикрытием войска. К подожженным домам толпа не подпускает пожарную команду. Из них выводят всех обитателей, кроме армян, которых там сжигают. Спасающихся подстреливают войска». 20 октября начался погром, а 25 - го, когда трупы были уже свезены, генерал - губернатор разразился приказом о «сохранении порядка».
Так устраивались все погромы.
«Ненависть измученных нуждой рабочих и крестьян - пишет Владимир Ильич, помещики и эксплуататоры, старались направить на евреев, чтобы отвлечь его взор от настоящего врага трудящихся - капитала. Вражда к евреям держится прочно только там, где кабала помещиков и капиталистов создала беспросветную темноту для рабочих и крестьян». Рабочий недоволен, ему трудно живется, со всех сторон притеснения и несправедливости. К нему приходят люди и говорят: «тебе плохо - это жиды виноваты», ему рассказывают, что они поставили себе целью загубить русский народ.
Каждый рабочий должен продумать и понять глубокое замечание Энгельса: «Антисемитизм - это социализм дураков». Он происходит оттого, что несознательный рабочий или крестьянин не знает выхода из мрачного тупика, в который загнала его жизнь, и его можно обмануть, показав ему ложный выход, тем самым, заставив его действовать против собственных интересов.
Торговцы и лавочники, верные охранители царского строя, ненавидели евреев еще и потому, что они были очень сильными и оборотистыми конкурентами. Недаром лавочники обычно и были самым активным элементом во время погромов. Но крупнейших капиталистов - евреев - не резали. Обычно генерал - губернатор любезно присылал специальную охрану, размещавшуюся в богатых квартирах. Этим отдавалась дань классовой солидарности капиталистов.
Еврейская нация была зажата в тиски множеством свирепых законов. Евреям позволяли селиться только в «черте оседлости» (теперешняя Белоруссия и часть Украины), при чем жить можно было только в городских, но никак не в сельских местностях. В больших городах «проживать не дозволялось». Этим самым еврейство загонялось в местечки, которые были не то городом, не то деревней. Многие еврейские девушки для того, чтобы жить и учиться в большом городе, доставали себе желтые билеты и «проживали» под видом проституток.
В учебные заведения евреев допускали только по процентной норме «на 100 человек - 3 еврея». На государственную службу - даже самую мелкую - поступать не позволялось. При этих условиях, вполне понятно, главными занятиями евреев сделались ремесло и торговля. Многочисленные еврейские ремесленники жили скученно в мелких городишках в ужасной беспросветной нищете.
В среде еврейских рабочих, находящихся под двойным гнетом, быстро развивается революционное движение. Еврейские рабочие начинают сознавать, что только в союзе со всеми пролетариями России, только на пути классовой борьбы возможно освобождение. И это обстоятельство сыграло немалую роль в том, что царское правительство так усердно разжигало вражду к евреям. Вполне понятно, что еврейская буржуазия всячески помогала царизму душить революционное движение еврейских рабочих. Не мало было случаев, когда раввины выдавали охранке имена революционно - настроенных рабочих. Так же, как и русская - еврейская буржуазия старалась разбудить в рабочих чувство национальной отчужденности и ненависти. Они говорили: «вы идете в союзе с теми, кто вас убивает, кто вас угнетает, вы предатели своего народа, народа - избранника, который терпит тяжкие муки». Они хотели, чтобы рабочие не различали рабочего от эксплуататора, достаточно, что он русский - он твой враг. Оказывается, что у еврейской и русской буржуазии были одинаковые стремления - заменить классовую борьбу - национальной.
Третья волна погромов - 1919 год. Это ответ белогвардейцев на революцию.
Снова буржуазия пытается применить много раз испытанный прием, но на этот раз неудачно. На этот раз карта оказалась битой. Но там, где проходили Петлюра и «Добрармия» там земля бывала густо полита еврейской кровью. Тот, кто проезжал мимо маленького городка Фастона, тот поймет какая жуткая цифра - 1000 убитых. И как убитых. Мучители насиловали детей, заставляли евреев душить друг друга, пытали лютыми пытками. «На улице наткнулся на кучки белогвардейцев, - пишет очевидец погрома в местечке Кривое Озеро, - пьяных от спирта и крови. На углу Одесской улицы пылает пожарище. На белом снегу лужа жирного черного дегтя. В нем разорванная полушка. Всюду битое стекло, сломанная мебель, беспорядочно разбросанные предметы домашней утвари. Тут же валяются две издохшие козы. Дальше в переулке стая собак гложет внутренности примерзшего к земле трупа, с длинными распущенными волосами. Резкое пятно на ярко белом снеге... Ночью среди мертвой тишины вдруг послышатся душу раздирающие крики. Опять тишина... сидишь и ждешь «гостей».
В то же самое время еврейские раввины, специально собравшись, отлучили от еврейской синагоги Троцкого и Зиновьева. Вот он, трогательный союз господствующих классов! Еврей - белогвардеец Гессен, защищая евреев, заявлял, что есть из них «хорошие», например, убийцы Урицкого, Володарского и та, которая покушалась на Ленина. Эти контрреволюционеры евреи умерли, защищая международную буржуазию, - революционеры Урицкий, Роза Люксембург погибли, защищая дело всех трудящихся.
Теперь мы можем по достоинству оценить доводы, приводимые антисемитом сейчас.
- «Почему среди евреев так мало рабочих, - заявляет антисемит, - это нация бездельников».
В крупной промышленности евреев - рабочих действительно не так уже много. Почему? Да по очень простой причине. До революции еврею на это самое крупное предприятие слишком трудно было попасть. В большом городе нельзя было жить, на государственные заводы ему и показываться было нельзя, а в остальных его принимали с большой опаской, потому что в каждом еврее - рабочем капиталист видел революционера. Но вы спросите этого антисемита: знает ли он, что в мелких городишках Белоруссии и Украины живут сотни тысяч беднейших еврейских ремесленников, которые, чтобы хоть как - нибудь прожить, должны работать по 12 - 15 часов в духоте, грязи и мерзости маленького местечка?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.