Первая борозда

Д Смирнов| опубликовано в номере №645, апрель 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Первая борозда» - так называется сборник Стихов Николая Тряпкина.

Впервые читатели познакомились со стихами Н. Тряпкина в 1946 году. Стихи подкупали теплотой, своеобразием. Но тогда же поэта критиковали за архаизацию быта советской деревни, за вычурность, надуманность некоторых образов.

В лучших стихах книжки «Первая борозда» Н. Тряпкину удалось по-новому, своеобразно показать пафос труда строителей новой жизни, рассказать о том, как меняется облик послевоенной деревни. Верно переданы им, например, переживания солдата, вернувшегося в родное село, где «пустая лишь конюшня да землянки свежие». Солдат сразу берется за дело.

Н. Тряпкин старается найти зримые приметы времени, увидеть и показать новое.

Жизнь села стала богаче, многообразнее, содержательнее, интересы колхозников растут:

Сидят седые бороды.

Беседуют с внуками:

А как борьба со старостью

Решается науками?

Поэт хорошо чувствует красоту русской природы. Он ищет точные и простые эпитеты, помогающие ярче представить картину, любуется деревней, когда выпал первый снег, - и мы видим «лохматый» провод, который не колышется, отцовскую хату, которая в «белой шубе» зашла в «белый-белый огород». Автор обладает острым поэтическим зрением, умеет отобрать запоминающиеся детали, найти нужное, верное слово.

Тонким лиризмом проникнуты стихи, обращенные к любимой, к сыну («Разве я тебя не понимаю...». «Такие склеились дела...»).

Там, где поэт прост и безыскусственен, стих его приобретает четкость, становится афористичным.

Несмотря на то, что в книге немало удачных стихов, закрывая ее. все-таки испытываешь чувство неудовлетворенности. Это происходит потому, что поэт, описывая отдельные, частные явления действительности, обошел многие существенные ее стороны.

Некоторые его стихи, к сожалению, носят слишком описательный характер. От этого они во многом проигрывают.

В стихотворении «В эту ночь моя гармошка не смолкала до рассвета» поэт сообщает., что «в родные села из Верховного Совета депутаты-хлеборобы торопились к посевной», что «по деревне, торопясь по назначенью, трактора из Сталинграда вереницею прошлись». Это хорошо. Но что же дальше? А дальше ничего не последовало. Такое фотографирование факта, без осмысления и раскрытия существа его, мы встречаем и в других стихах. Н. Тряпкину не хватает смелости решительно перейти от внешнего описания событий и явлений к проникновению в их сущность. Он зачастую ограничивается декларативными фразами, вроде «жарко пылает любовью сыновней сердце мое», «молодость, как знамя, развернув над первой бороздой». Такие декларации не трогают ни мысли, ни чувства читателя.

Иногда поэт пытается философствовать там, где в этом нет никакой необходимости. Например, стихотворение «Утро» заканчивается такими напыщенными строчками:

...по новым путям пятилетки

не поедешь на старом коне.

А этим строчкам предшествует разговор о жеребятах-стригунках, более чем странно звучат многие строчки стихов поэта, воспевающие устаревшие методы труда. Так, например, слишком часто появляется у него на пашне конь с плугом, мелькают дроги, телеги, косы.

Лексикон поэта порой засорен устаревшими и областными словами - «суслон», «колыбка», «волюшка», а подчас и просто жаргонными выражениями - «фартовое», «на пару» и т. д. Некоторые стихи по-прежнему еще портит стремление автора к вычурности. Совершенно нельзя понять, что хотел сказать поэт в строфе:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В дни комсомольского съезда

Из блокнота делегата XII съезда ВЛКСМ