Ну, а потом...
Недавно прочел в молодежном журнале строгое, как деловой костюм, письмо комсомольского работника: вот-де ленинградская группа «Алиса» позволяет себе говорить от имени нескольких миллионов: «Мое поколение смотрит вниз». Оппонент музыкантов бодро и уверенно восклицает что-то вроде того, что наше поколение всегда смотрит вперед. Подчеркивая, что они с автором текста Константином Кинчевым — ровесники. Поскольку я того же поколения, возьму на себя роль третейского судьи; пусть всех нас рассудит песня «Алисы», открывающая первую пластинку группы, — «Мы вместе!». Мы должны быть вместе. Все. Вместе выстоим, порознь проиграем.
На этот раз «полу», поскольку не уверен, что сбудется. Но надеюсь.
Надеюсь, что в своем движении вперед музыка преодолеет все, что этому движению мешает. Однако избавление от былых трудностей не гарантирует, что новые не расплодятся. Отсутствие запретов в последнее время вызвало целый поток унылой серятины и откровенной халтуры, рядящейся под «андерграунд» — подпольный рок. За этими рок-поделками публика не всегда может разглядеть действительно интересных, способных ребят, будь то рижский «Цемент», ленинградский «Телевизор», свердловский «Наутилус Помпилиус» или московская «Бригада С». А ведь именно новые, многообещающие коллективы вместе с заслуженными рок-ветеранами типа Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича способны поднять планку выше, на уровень таланта и дельного профессионализма, и тогда, чтобы выйти на сцену, недостаточно будет только вычурнее разодеться и включить усилители на полную мощность.
Оскомина уже от настойчивых разговоров о специализированном музыкальном журнале, но все же еще раз — пусть будет. Журнал, страницы в газетах, рок-лаборатории, телепередачи, клубы. Почему бы, в самом деле, не создавать клубы поклонников той или иной группы, последовав примеру ленинградского битквартета «Секрет»? Это ведь те же самые клубы по интересам. Причем чем больше их появится, тем лучше.
Главное, не на пустом месте все это возникнет, опыт уже есть. Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества, приютивший городской рок-клуб, стал центром притяжения не только для трехсот музыкантов, но и для всей молодежи, музыку любящей и понимающей. Нынешний, седьмой сезон открылся международными концертами. Это притом, что объединение-то любительское!
Порою, как говорится, за державу обидно, честное слово. Почему у таких групп, как «Машина времени», «Аквариум» и «Кино», пластинки сперва выходят за океаном, а потом у нас? Отчего сначала о ленинградском клубе снимает публицистическую ленту французское телевидение, и лишь после этого он пробивается на экраны отечественного?
И еще одно: нельзя забывать, что подростков зачастую привлекает именно «запретный плод», а игра в увлечение запрещенными звуками легко трансформируется совсем не в то, что нам хотелось бы. Поднимая шум вокруг и без того шумной музыки, мы подталкиваем мальчишек и девчонок к выводу, что это не просто стоящее дело, но и единственно достойное. Потому что когда «возраст полных карманов» сменяется временем «полных сердец», тяга противоречить естественна и неистребима.
...А чем закончились переживания влюбленной в западногерманский дуэт девятиклассницы, я положа руку на сердце не знаю. Таня в редакцию больше не пишет, обиделась, наверное, что ей не сообщили по ее просьбе домашние адреса Томаса и Дитера. Вот так...
А я думаю, поверни Таня ручку телевизора иначе, она могла бы влюбиться в того же Андрея Макаревича. Или Александра Абдулова. Или Рината Дасаева, наконец. И так же — «навечно».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
После выступлений «Смены»
10 февраля 1890 года родился Борис Леонидович Пастернак
Подводим итоги читательской летучки «Смена»-87»