Про игрушки…

В Гражданкин| опубликовано в номере №982, апрель 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Деревянная игрушка за долгую свою историю стойко выдерживала превратности в развитии формы. По материалу она более тяготела к скульптуре, и монументальности. Веками сохраняла она образы, явившиеся из сказок, — такими «пришельцами» были, например, щелкунчики.

На развитие промысла игрушки влияли характерные черты реальной жизни, быт, обстановка, житейские сцены, наконец, монументальное искусство — статуи в парках и садах, бронзовые фигуры.

В свое время у деревянной игрушки появились соперницы — фарфоровые статуэтки, которые и по своим размерам очень подходили к игрушке. Статуэтки покоряли пластичностью форм, нежной и прочной раскраской. Но деревянная игрушка приняла вызов. И вот в прошлом веке мастера, имена которых так и остались неизвестными, создали блестящие работы, например, фигурки грибника и птицелова, те игрушки, о которых говорят, что они сделаны «под фарфор».

Эти игрушки близки к народной жизни, близки к образам простых русских людей. Фигурки обрели пластику, изящество и расплывчатость фарфора. Тщательно положенная краска спорила по глянцу со слоновой костью.

Фигурки грибника и птицелова стали не только игрушками для малышей, но и наравне с фарфоровой статуэткой — украшением в доме.

Есть такая поговорка: «Играть в бирюльки». «Бирюлька, экая мелочь», — скажут многие. Между тем она имеет непосредственное отношение к игрушке.

Бирюльку вытачивали на токарном станке, как, впрочем, и некоторые другие виды игрушек. Одна из таких игрушек называется укладкой, или матрешкой. Немногие знают, что «укладка» могла таить в себе не две-три матрешки, а гораздо больше — самые малые из фигурок были меньше размера такой игрушечной мелочи, как бирюлька.

Какое многообразие, какая прелесть эти игрушки! Нет, они не только отданы малышу на забаву. Они еще и весьма ценные образцы прикладного искусства. Творение народных мастеров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены