Деревянная игрушка за долгую свою историю стойко выдерживала превратности в развитии формы. По материалу она более тяготела к скульптуре, и монументальности. Веками сохраняла она образы, явившиеся из сказок, — такими «пришельцами» были, например, щелкунчики.
На развитие промысла игрушки влияли характерные черты реальной жизни, быт, обстановка, житейские сцены, наконец, монументальное искусство — статуи в парках и садах, бронзовые фигуры.
В свое время у деревянной игрушки появились соперницы — фарфоровые статуэтки, которые и по своим размерам очень подходили к игрушке. Статуэтки покоряли пластичностью форм, нежной и прочной раскраской. Но деревянная игрушка приняла вызов. И вот в прошлом веке мастера, имена которых так и остались неизвестными, создали блестящие работы, например, фигурки грибника и птицелова, те игрушки, о которых говорят, что они сделаны «под фарфор».
Эти игрушки близки к народной жизни, близки к образам простых русских людей. Фигурки обрели пластику, изящество и расплывчатость фарфора. Тщательно положенная краска спорила по глянцу со слоновой костью.
Фигурки грибника и птицелова стали не только игрушками для малышей, но и наравне с фарфоровой статуэткой — украшением в доме.
Есть такая поговорка: «Играть в бирюльки». «Бирюлька, экая мелочь», — скажут многие. Между тем она имеет непосредственное отношение к игрушке.
Бирюльку вытачивали на токарном станке, как, впрочем, и некоторые другие виды игрушек. Одна из таких игрушек называется укладкой, или матрешкой. Немногие знают, что «укладка» могла таить в себе не две-три матрешки, а гораздо больше — самые малые из фигурок были меньше размера такой игрушечной мелочи, как бирюлька.
Какое многообразие, какая прелесть эти игрушки! Нет, они не только отданы малышу на забаву. Они еще и весьма ценные образцы прикладного искусства. Творение народных мастеров.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Отрывок из романа. Окончание. Начало см. «Смена» № 7.