Приемная армии

Владислав Янелис| опубликовано в номере №1115, ноябрь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

С военным комиссаром города Москвы генерал-майором Алексеем Ивановичем Морозовым беседует специальный корреспондент «Смены» Владислав Янелис

Из памяти тех, кто косил или носит военную форму, вряд ли когда-либо изгладятся мгновения, отделившие друг от друга его штатскую и военную жизни. Вряд ли забудутся и люди, которые совсем еще не по-военному, но уже как мужчина мужчине говорили тебе о том, как серьезен и значителен выбор армейской специальности, как много требует Родина от своих защитников, сколь трудна и почетна должность воина Союза Советских Социалистических Республик.

Армия начинается с военного комиссариата. О том, как строится его многогранная работа, какую роль в судьбах юношей играют офицеры военкоматов, мы попросили рассказать военного комиссара Москвы Алексея Ивановича Морозова.

Жизненный путь генерала Морозова — пример беззаветного служения Родине. В двадцать три года выпускник Хабаровского пехотного училища уже командовал стрелковым полком, через несколько лет — дивизией, неоднократно проявлял личный героизм в боях с фашистскими захватчиками, был трижды ранен. Тонкий педагог, бесстрашный воин, он многие годы посвятил воспитанию молодежи, находясь на посту военного комиссара столицы.

— Если позволите, сначала вопрос, касающийся вас, Алексей Иванович. Вы, в прошлом боевой командир, не скучаете ли по прежней службе в строевой части? Ведь в представлении многих деятельность военных комиссариатов косит канцелярский характер.

— Вопрос сложный. Человеку вообще свойственно несколько идеализировать свое прошлое, вернее, какие-то его фрагменты. Вполне понятно, что мне, солдату, дорога память о фронтовых годах, боевом товариществе, о замечательных людях, с которыми довелось плечом к плечу громить врага. И все же моя служба командиром дивизии в мирное время и нынешняя работа отличаются разве что условиями, внешней обстановкой. Внутреннее содержание моей работы и в том и в другом случае — воспитание в молодых людях безграничной преданности нашей Родине, качеств, присущих воинам Вооруженных Сил СССР.

Что касается присутствия так называемых элементов канцелярщины в нашем деле, то, конечно же, не они определяют характер работы военного комиссара. Потому что в каждом отдельном случае офицеру военкомата в не меньшей степени, чем любому другому офицеру, приходится иметь дело с человеческой судьбой, так или иначе участвовать в ней, а это не терпит никаких штампованных решений. Дело, которому отдает силы сотрудник военкомата, требует от него больших душевных качеств, педагогического таланта, эрудиции, определенного жизненного опыта. На это, по моему глубокому убеждению, способны лишь люди, любящие свою работу, понимающие ее значимость.

— Алексей Иванович, вы упомянули о том, что работникам военкоматов приходится принимать участие в судьбах молодых людей, которым предстоит служить в армии. Нельзя ли рассказать об этом подробнее?

— Регистрирующие функции — едва ли не самая малая часть нашей работы. Переступая порог военкомата, молодой человек полон самых различных чувств. Его обязательно волнует итог первой встречи, первого разговора с офицером. Именно тогда во многом определятся дальнейшие отношения между юношей и военным комиссаром, а зачастую и судьба парня.

Во время беседы с будущим воином офицер обязан составить для себя как можно более полное представление о его наклонностях, увлечениях, сильных и слабых сторонах характера. Это необходимо не только потому, что предстоит решить, в каких войсках его собеседник окажется максимально полезен, а и для того, чтобы за время, которое пройдет от первой встречи до дня призыва в армию, попробовать каким-то образом повлиять на молодого человека, если есть необходимость. А необходимость такая бывает.

Я не раз наблюдал за юношами, пришедшими к нам впервые. Одни выглядели растерянными, других одолевало любопытство, третьи держались вызывающе. С последними хлопот больше всего. Офицер должен разобраться в этих ребятах, понять их, помочь им сбросить с себя ненужную шелуху. Если того требуют обстоятельства, офицер встречается с таким парнем несколько раз, разговаривает с ним о том, что волнует молодого человека, пытается найти к нему подход и довольно часто небезрезультатно.

— Участие работников военкомата в судьбах молодых ребят, вероятно, не ограничивается беседами, наверное, существуют формы практической помощи призывникам и членам их семей?

— Безусловно. Случается, что допризывник еще не выбрал себе дела по душе. В обязанности одного из отделов комиссариата входит помочь ему устроиться на работу, получить специальность. Выяснив наклонности юноши, мы порекомендуем ему приобрести профессию, которая впоследствии оказывается полезной в армии.

Можно привести множество примеров, когда сотрудники военного комиссариата трудоустраивали уволенных в запас воинов, находили наилучшее применение их знаниям, полученным за время службы. Совсем недавно мы от всей души порадовались за Вячеслава Гусева, уволенного в запас. В армии он водил тяжелые колесные машины, имел несколько благодарностей от командования. А теперь Вячеслав, работающий по направлению военкомата шофером на Люблинском литейно-механическом заводе, повысил свою классность, завоевал в коллективе авторитет как хороший специалист, активный общественник.

Нередко в военный комиссариат людей приводят дела, кажущиеся на первый взгляд весьма далекими от военных. К примеру, квартира, в которой живет семья, проводившая в армию кого-то из близких, нуждается в ремонте. И родные воина приходят в военкомат с просьбой ускорить дело. Да разве только это! Ведь принимая на себя ответственность за судьбы молодых людей, мы тем самым отвечаем за моральный дух воинов, их психологический настрой. Вряд ли будет справедливо требовать многого от солдата, который обеспокоен судьбой своих близких. А причин для- такого беспокойства бывает немало: жена не может устроить ребенка в детские ясли, младший братишка провалился на экзаменах в техникум, заболела мать, большой семье стало тесно в квартире. И военный комиссариат обязан помочь. Этого требует не только наш долг, но и элементарная гражданская совесть.

— Интересуются ли работники военкоматов судьбами воинов, которым они когда-то стали «крестными отцами»?

— Вместо ответа на этот вопрос я могу предоставить вам возможность познакомиться с почтой районного комиссариата. Добрая ее половина — письма из подразделений, в которых служат наши ребята. Бывает, что не все сразу ладится у парня, попавшего в новую для него среду. И на стол военкома ложится письмо, в котором молодой воин сетует на жизнь. В таких случаях важно приободрить его.

Как правило, переписка продолжается все время его службы и постепенно приобретает скорее повествовательный, чем утешительный характер. Молодой человек рассказывает о своих успехах, о товарищах, а порой и о таком глубоко личном, о чем не всегда узнает даже мать.

И нет для нас радости большей, чем письмо командира войсковой части, в котором он благодарит нашего бывшего призывника за отличную службу. В одном из таких писем рассказывалось о ефрейторе Викторе Малыгине, призванном Люблинским райвоенкоматом. В августе прошлого года Малыгин, охраняя государственную границу, задержал опасного нарушителя. Гордимся мы и москвичом Александром Пициком, который за героизм при тушении пожаров был представлен к правительственной награде — медали «За отвагу». Подобных писем сотни.

— Алексей Иванович, расскажите, пожалуйста, о призыве в армию. Какова механика подготовки и отбора призывников для различных родов войск?

— По Закону о всеобщей воинской обязанности на действительную военную службу призываются юноши, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет, и молодые люди, окончившие высшие учебные заведения и не достигшие 27-летнего возраста. Разница в том, что первые служат два-три года, вторые — один год.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Земля спокойных

Фантастическая повесть. Продолжение. Начало в № 20