Корреспондент журнала Юрий Свердлов беседует с Раулем Нуньесом, руководителем делегации Перу на X Всемирном фестивале молодежи и студентов, секретарем ЦК Перуанской коммунистической молодежи
Как-то в мае, незадолго до открытия I фестиваля перуанской молодежи, ставшего генеральным смотром готовности к X Всемирному фестивалю в Берлине, я был свидетелем любопытного случая. В автобус садилась группа юношей и девушек. В руках у них были экземпляры партийной газеты «Унидад». Начинался вечер. Народу, конечно, полно. Усталые люди возвращались с заводов, фабрик, учреждений после напряженного трудового дня. И вот неожиданно для всех раздается громкое, настойчивое и задорное:
— Покупайте «Унидад»!.. Покупайте «Унидад»!.. В ответ слышится:
— Ну вот, нашли место, где продавать. Вам здесь не улица...
Начался разговор, в который постепенно втянулись чуть ли не все пассажиры автобуса.
— Для вас же стараемся. Скоро в Лиме фестиваль, а вы, пожалуй, ничего и не знаете...
— Какой еще фестиваль?..
— А такой фестиваль, перуанской молодежи... Среди пассажиров заметно оживление, которое перерастает в искренний интерес.
— Будет много песен, улыбок, а главное... Впрочем, в газете все есть...
И вот уже тянутся руки к «Унидад».
В таких случаях нередко вскипали споры, дискуссии, рождалось великое множество вопросов. И ребята-комсомольцы старались разъяснить политику партии, комсомола, значение X Всемирного фестиваля молодежи. В то же время они давали твердый отпор клевете и нападкам идейных противников.
Комсомольцы выходили на улицы, в самую гущу народа, распевая «Белла чао», «Бандьера росса». Они скандировали лозунги фестиваля. Над ними развевались красные флаги. Это было глубоко волнующее зрелище, не оставлявшее никого равнодушным.
Идеи X Всемирного фестиваля молодежи, его проведение в Берлине вызвали глубокий интерес в Перу. И в этом немалая заслуга перуанского комсомола — Коммунистической молодежи, для которой подготовка к фестивалю началась задолго до его начала. В Национальный подготовительный комитет (НПК) вошли представители Перуанской коммунистической молодежи, партии Народного действия, Народного союза перуанских женщин, Всеобщей конфедерации трудящихся, молодые демохристиане.
Программа подготовки к фестивалю, разработанная НПК, во многом отражала проблемы, которые должна решать перуанская молодежь в условиях борьбы за коренные преобразования в нашей стране. Мы организовали молодежные бригады добровольного труда, на счету которых десятки построенных школ, больниц, тысячи перуанцев, обученных грамоте. Комсомольцы создали пропагандистские бригады, получившие имя «Молодой гвардии». На них была возложена задача агитационной работы среди населения. Нужно было объяснить перуанцам, многие из которых по каким-либо причинам могли быть слабо осведомлены, значение фестиваля и его идей. Молодогвардейцы широко применяли наглядные формы агитации. Огромными буквами на стенах домов и заборах они писали фестивальные лозунги, расклеивали красочно оформленные плакаты с фестивальной эмблемой — цветком, привлекая к ним внимание прохожих. Распространяли «Унидад», когда в газете печатались материалы о предстоящем фестивале.
Работа эта была нелегкая. Надо учитывать, что среди некоторых людей еще бытует недоверие к компартии и комсомолу. Это объясняется политикой реакционных кругов страны, десятилетиями вдалбливавших в головы перуанцев миф об опасности распространения коммунизма.
Большое внимание мы уделяли кампании «Юность обличает империализм». В ходе ее разъясняли, показывали содержание, цели и методы политики империалистов. Кульминационным актом подготовки к всемирному форуму в Берлине, а также кампании «Юность обличает империализм» стал I фестиваль перуанской молодежи. Это был смотр возможностей и достижений молодых перуанцев, их возросшей идейной и политической зрелости, готовности идти на самопожертвование, ставить общественные интересы выше личных.
Свыше 7 тысяч молодых людей приняли участие в фестивале. Для Перу это немалая цифра. Делегаты выразили свою солидарность с народами Индокитая, Чили, Боливии и Бразилии. Были митинги, завязывались дискуссии, но спорившие были едины в одном: ненависти к империализму, желании служить революции, народу, своей стране.
Молодежь везде и всегда остается молодежью, и вполне естественно, что фестиваль в Лиме был веселым праздником. Мы провели конкурс художественной самодеятельности, который позволил нам отобрать наиболее способных и талантливых ребят для поездки в Берлин. Концерты самодеятельных артистов проходили с огромным успехом, а вся выручка от проданных билетов предназначалась в фонд X Всемирного фестиваля молодежи.
Но вот перуанская делегация в составе 152 человек (третья по численности среди латиноамериканских, после Кубы и Чили) готова к отъезду в Берлин. В делегацию включены представители всех слоев перуанской молодежи, различных молодежных организаций страны.
Представить читателям «Смены» всех тех, кто отправился в Европу, конечно же, невозможно, но вот одна из наших девушек.
Ее зовут Роза Бульон. Ей 19 лет. Она учится в университете Сан-Мартин в Лиме, одном из крупнейших в Перу. В нем 10 тысяч студентов. На первый взгляд Роза — обыкновенная девушка, как тысячи других. Она худощава, роста чуть выше среднего. Но ее живые карие глаза и плотно сжатые губы говорят об энергичном, волевом характере. Роза — секретарь комсомольской организации университета. Вряд ли кто сможет забыть эту девушку, если хотя бы раз увидит ее на митинге, диспуте, когда она в пылу полемики обрушивается на своих политических противников — будь то ультраправые или ультралевые — со всей страстностью души, с глубокой верой в правоту дела, которому она посвятила свою жизнь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Окончание. Начало см. в № 20 («Появление Годунова»)