Презумпция виновности

Анна Шеркунова| опубликовано в номере №1737, июль 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Яна Яковлева о произволе наших силовых органов

В прошлом году президент Дмитрий Медведев сделал громкое заявление: «Хватит «кошмарить» бизнес». После этого последовал указ о сокращении проверок и антикоррупционный план, который наконец-таки позволил бы предпринимателям «дышать свободно». Однако с того времени по большому счету ничего не изменилось. Инициатива президента взяться всерьез за чиновников ощутимых результатов пока что не принесла, да и вряд ли в ближайшее время принесет. И дело не в том, что наши чиновники вымогают взятки, а бизнесмены не видят другого способа сохранить свой бизнес, как откупиться.

Поддержка малого и среднего бизнеса декларируется на самых различных уровнях весь период новейшей российской истории. Поэтому вряд ли можно услышать в официальных заявлениях чиновников то, что сотрудники Фонда «Общественное мнение» выяснили, проводя фокус-группы с предпринимателями, сотрудниками правоохранительных органов и налоговиками, результаты которых опубликованы на slon.ru.

Правоохранители воспринимают себя как сословие, выполняющее важные государственные задачи, а предпринимателей считают «несистемным элементом», бесполезным для государства. Главный упрек в адрес бизнесменов состоит в том, что основной мотив их деятельности – личное обогащение. Целью любой проверки и налоговики, и сотрудники МВД считают непременное выявление нарушений, поскольку действующее законодательство позволяет сделать это в большинстве случаев. Предприниматели, со своей стороны, считают, что чиновники меньше всего думают о благе страны, а запутанная законодательная база создана специально, чтобы дать им возможность «кормиться».

– У нас в стране есть принцип наказания за успех, который рано или поздно настигает каждого, – считает Яна Яковлева, руководитель организации «Бизнес-солидарность», финансовый директор компании «Софэкс», которая лично столкнулась с произволом силовых органов. – Чуть-чуть ты приподнялся, чуть-чуть чего-то достиг, к тебе обязательно кто-то придет.

Бытует мнение, что коррумпируют чиновников сами бизнесмены. Но, если бы было некому, да и незачем давать взятку, вопрос коррупции отпал бы сам собой.

Человека ставят перед выбором, – считает Яковлева. – Приходит милиционер и заявляет: «Либо деньги, либо я тебя в тюрьму посажу». Что вы выберете? Не каждый бизнесмен имеет в себе силы противопоставить себя, свою свободу, свой бизнес, своих сотрудников, за которых он несет ответственность, коррупционеру, за которым стоит целая система, у которого есть все рычаги, чтоб закрыть его бизнес. И как тут не откупиться? Не откупиться можно. Но будьте готовы в лучшем случае попрощаться со своим делом, в худшем – со своей свободой.

В качестве законодательной «дубины» с недавнего времени стала использоваться 174 статья Уголовного кодекса: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо добытого преступным путем. Статья относительно свежая, была добавлена в УК РФ в 2003 году.

Предприниматель, нарушивший 171 статью Уголовного кодекса (незаконное предпринимательство), может быть наказан лишением свободы на срок до пяти лет. Но если вырученные деньги он использовал в другом, легальном бизнесе, то вступает в силу статья 174.1, «планка» по которой сразу возрастает до 15 лет (как в случае особо тяжких преступлений против личности). Понятно, что под угрозой такого срока предприниматели становятся намного более сговорчивыми.

– Проблема этой статьи не в том, как ты заработал эти деньги, проблема в наказании. Дело в том, что все законы, все кодексы в мире говорят: человека за преступление можно наказать только один раз. Нельзя за одно и то же деяние дважды наказывать. У нас, к сожалению, правоохранительные органы делают очень просто. Они ссылаются на то, что есть такое юридическое понятие – «идеальная совокупность составов», – говорит А. Тверетин.

Часто инициаторами преследования предпринимателей становятся не сами правоохранительные органы, а конкуренты или даже недобросовестные партнеры, как в «деле фармацевтов», в котором А. Тверетин сейчас защищает предпринимателя Ф. Душина, владельца аптек «Федор и Доктор».

– Бизнес работает по тем правилам, которые существуют в стране. Если в стране можно добывать деньги, прибыль, стоимость, активы с помощью заказа через правоохранительные органы и уничтожение конкурента, то бизнес этим пользуется. – утверждает Яна Яковлева. – Можем мы себе представить, что заказчика, который предлагает взятку правоохранительным органам, вдруг арестовывают за эту попытку? Бизнес не будет этим пользоваться, если коррумпировать будет сложнее, чем вести честную игру.

Прозрачные правила для бизнеса, изменение отношения к предпринимателям, которые везде в мире и особенно в кризисные периоды служат «амортизатором», впитывающим трудовые ресурсы в периоды безработицы, – вот что требуется от государства и его представителей. Согласие играть по правилам и сознание того, что система защитит того, кто прав – к этому должны прийти сами предприниматели.

– Я сразу поняла, что нельзя соглашаться ни на какие компромиссы, – вспоминает Яна Яковлева свою историю. – Будет еще хуже. Компромисс – это всегда участие в том же преступлении. Если ты говоришь: «хорошо я буду молчать», значит, ты становишься пособником.

Александр Тверетин – адвокат фармацевта из Подольска Федора Душина. Душина и всех сотрудников его аптеки «Федор и Доктор» после контрольной закупки Госнаркоконтроля обвинили в продаже буторфанола (сильного анальгетика, который наркоманы используют для снятия «ломки») и в подделке рецептов. На скамью подсудимых сели все сотрудники аптеки кроме компаньона Душина и заведующей, по указанию которой заполнялись все рецепты. «Дело фармацевтов» вызвало большой резонанс, так как, по мнению защиты, факты указывают на то, что «заказал» Душина его партнер.

Яна Яковлева – руководитель организации «Бизнес-солидарность» (www.kapitalisty.ru), которая оказывает поддержку и защиту предпринимателям. Два года назад Федеральная служба по контролю за наркотиками обвинила компанию «Софэкс», где она работает финансовым директором, «в продаже лекарственного средства» – этилового эфира. Это вещество относится к растворителям (прекурсорам), на продажу которых химическая компания «Софэкс» имела необходимые лицензии. За месяц до ареста Яна узнала, что на нее заведено уголовное дело, а в тюрьму ее увезли прямо из спортклуба. Как выяснилось, повестка явиться на допрос была выписана через два дня после ареста.

Если бизнесмен совершил легализацию денежных средств, приобретенных в результате преступления, вступает в силу 174.1 статья УК РФ. Максимальный срок наказания – лишение свободы до 15 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ставок больше нет

Российских игроков ждут Макао и Монако, а крупье – биржа труда

На большой дороге

Торрент-трекеры: тернистый путь к признанию легальности

Кислород в июле

Вырыпаев о новом фильме