навыков в области организации и управления, экономики и социальной психологии. То есть не хватает управленческого профессионализма, который инженерная квалификация никак не компенсирует. И приходится его приобретать долгими годами – через ошибки и сшибки.
«Руководители нашего завода и свою работу организовать толком не могут и нашу. Обязанности между нами не распределяют, их выполнение не контролируют. Да мы бы сами могли сорганизоваться и работать рациональнее, да руководители не доверяют нам решение даже копеечных вопросов».
Поделюсь наблюдением: заводские руководители, как правило, перегружены. Многие едва успевают справляться с текучкой, а до стратегических вопросов руки не доходят. Из-за этого не управляют событиями, а идут за ними. Есть, казалось бы, простой выход из положения – передай часть своих дел подчиненным, а сам займись перспективой. И для подчиненных тут выигрыш, ибо они, занимая должности старших и ведущих инженеров, тоскуют по самостоятельности, мечтают о творчестве. Но есть еще одно препятствие...
«Ни в цехах, ни в отделах нет младших помощников инженеров, то есть техников, лаборантов, курьеров и делопроизводителей. Потому ли нет, что нечего им делать? Не поэтому... Просто их обязанности давно возложили на нас, инженеров. Ведущему, например, конструктору приходится самому и чертить, и порой копировать, и собирать многочисленные резолюции, и делать простейшие расчеты, и заполнять бесчисленные формы, карточки, документы... До творчества ли? За несколько лет такой работы напрочь забываешь все, чему учили в вузе...»
Перед нами практика экстенсивного использования инженеров. Какая-то работа требует трех инженеров, пятерых техников и двух лаборантов, а мы, люди немелочные, бросаем на нее десяток дипломированных инженеров. Экономисты считают: потому такая расточительность, что специалисты вообще достаются предприятиям даром. Предлагают сделать так, чтобы предприятие за инженерные кадры как-то платило. Но я сомневаюсь, что это поможет. Платить-то будет все равно государство, а не хозяйственники из собственного кармана.
Но есть тут еще один важный момент: исчезают служащие, те, кого не очень уважительно именуют иногда клерками. Лет сорок назад их было больше, чем инженеров. А сегодня – в два с лишним раза меньше. Это ведь они должны освободить инженеров от элементарнейших забот. Куда ж они исчезли?
«Сегодня в вузах учится молодых людей немногим меньше, чем в ПТУ и техникумах. И получается – ведущим специалистам некого вести».
А сколько выпускников техникумов становится на рабочие места? Главным образом потому, что не отрегулированы вопросы оплаты труда. Но и среди нынешних инженеров немало тех, кто достоин быть всего только техником. Самое-то удивительное – в инженеры они не набивались, а им предложили, чтобы можно было больше платить. Так и возник легион мнимых инженеров. И все перепуталось, все смешалось. Ныне на одинаковых должностях, получая одинаковую зарплату и выполняя практически одинаковую работу, чаще всего примитивную, сидят и выпускник лучшего инженерного вуза страны, и седоватый практик, и вчерашняя десятиклассница, мечтающая о кинематографической карьере, и специалист с дипломом преподавателя истории.
Итак, решая проблему инженера, надо не упустить проблему техника, не забыть про младший обслуживающий персонал.
«А зачем людей обременять мартышкиным трудом, когда можно его передать компьютерам? Именно ЭВМ, а не клерки вернут инженеров к творчеству».
Возражение резонное. Но пока многочисленные и очень дорогостоящие АСУ, АСУПы, АСУКи и прочие от них производные на каждодневной деятельности инженеров в основном никак не сказались. Свои расчеты инженеры продолжают вести вручную, подавляющую часть рабочего времени тратят на простенькое делопроизводство.
«Чтобы навести порядок, надо было критически пересмотреть весь штат инженеров, по каждой должности решить – быть ей или не быть. Потом изменить штатное расписание, составить новые должностные инструкции, подвергнуть всех инженеров и техников переаттестации и, наконец, резать по живому, то есть переставлять людей, а значит, кого-то обидеть, с кем-то вступить в конфликт, не убояться любителей протекции и тому подобное. Слишком хлопотно, решили на нашем заводе. И все сохраняется как было. И обостряется дефицит кадров, падает производительность труда, замедляется развитие...»
Редко где отважились осуществить подобную программу, хотя, как говорится, противопоказаний не было. А не хватило принципиальности. Вот ведь что опаснее всего – беспринципное хозяйствование: когда заведомо прячутся или замазываются противоречия, вопросы ребром не ставятся, главная забота – личная безопасность.
«Чтобы платить по труду, надо всех называть по именам: лентяя – лентяем, невежду – невеждой... И значит, не бояться кого-то обидеть, с кем-то испортить отношения, не побояться жалоб, а то и кляуз. А кому этого хочется? Благодушие процветает. Все хотят быть добренькими – зо казенный-то счет. Простейший рецепт: платить поровну и без разбора, и неважно, кто как работал».
При таких обстоятельствах инженеры начинают прикидывать: стоит ли проявлять рвение, если за это не вознаградят? И многие решают: не стоит.
Однако находятся и одержимые, которые не могут не дерзать. Но частенько случается: им начинают ставить палки в колеса. И что самое-то удивительное – ближайшие их коллеги.
«Обстановка у нас такая, что тон задают «сачки», обыватели. Они и сами не перетруждаются, и тебе не дадут «высовываться», дабы ты их тем самым не скомпрометировал. Я, к примеру, попробовал оформить авторское свидетельство на свое изобретение. Так меня чуть не заклевали на родном заводе...»
Вот ведь как случается! Отсюда вывод: чтобы инженер мог быть Инженером, мало изменить какое-то одно обстоятельство. Требуется реконструировать всю деловую ситуацию инженера. Прежде всего экономическую ее сторону.
«Нужно создать такие экономические условия, чтобы всякая бесхозяйственность в любых ее формах выявлялась бы немедленно, а виновники, допустившие такое «хозяйствование», без промедления наказывались.
Причем, принуждение должно быть прежде всего экономическим. Вот тогда свой «интеллектуальный капитал» предприятие будет хранить, беречь, преумножать...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ о том, как добровольцы из Литвы выполняют обязанности, возлагаемые на них комсомольской путевкой
Спорт в нашей жизни