«Жарь к комсомолистам. Там в обиду не дадут. Там твоя кровная родня. Такие же голяки, как и мы с тобой».
И верно, босые ребята устроили судьбу Федора, оградив от кулацкого лихоимства и эксплуатации, призвав на помощь непривычный своей справедливостью для батрака советский суд и закон.
После встречи с комсомольцами «Федор шел, не чувствуя усталости. Бесконечно родными и близкими казались ему эти грубые на вид, загорелые ребята». «Кровной родней» становятся пробудившиеся к жизни тысячи молодых, объединенных святой целью революции, мирового коммунизма, напористых и убежденных ребят-комсомольцев. С добрым и сердечным чувством относится М. А. Шолохов к ним, потому что близки они ему по возрасту, духу и времени. И поэтому, наверное, и пришел он с первыми своими рассказами в комсомольские издания, где все было ему понятно и близко, где был он сверстником и соратником: в «Юношескую правду», журнал «Смена»,. «Журнал крестьянской молодежи», журнал «Комсомолец». Правда, сам Михаил Александрович комсомольцем не был.
«Нано повзрослел: продкомиссар – это «взрослая» должность... Потом уже вступил в партию», – рассказывал он в 1965 году перед открытием Ростовской областной комсомольской конференции. Делегатам конференции он направил многозначительную, полную любви и требовательности телеграмму: «Мы – старшее поколение коммунистов – крепко любим вас и потому, что видим в вас нашу милую, но уже ушедшую боевую революционную молодость».
В те, теперь уже далекие, двадцатые вся наша страна переживала эту революционную молодость.
Разрушались остатки старого мира, возводились первые социалистические предприятия, создавались новые отношения братства и солидарности, пробивалась к народу, крепла и давала первые плоды литература, литература, рожденная революцией. И в ней свое достойное место заняли «Донские рассказы» входящего в творческую силу писателя. В книге «Пути искания» доцента Горьковского университета Н. Фортунатова анализируется ранний период творчества Шолохова (подзаголовок главы «М. Шолохов на пути к своим романам»). Сопоставляя ранние рассказы с «Тихим Доном», автор исследует однородный образный материал в них, имеющий в каждом случае иные качества, который становится частью новой эстетической системы. И в этом смысле критик справедливо отмечает: «Работа Шолохова над рассказами действительно была школой мастерства для начинающего автора; но это, однако, такие первые опыты, в которых не только угадывается художественный гений автора «Тихого Дона», но и даются совершеннейшие образцы законченной, тщательно отшлифованной формы, в самих особенностях которой мы узнаем, чувствуем руку оригинальнейшего самобытного художника».
Сегодня для вступающих в мир литературы «Донские рассказы» – источник богатейших жизненных впечатлений, образец высочайшего художественного мастерства, воплощения глубоких идей и умения овладеть вниманием читателя, ибо в них совсем юный писатель уже явил тот могучий талант, который вершинно проявится в эпопее «Тихого Дона», «Поднятой целине», в романе «Они сражались за Родину».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.