Капица взял очень важную и интересную тему - борьба комсомольцев - фабзавучников за учебу. Автор показывает результаты работы, энтузиазма, настойчивости фабзавучников - ремонт заброшенного паровоза, признание в цехах, преодоление бузотерства и т. д.
Книга представляет собой записки одного из фабзавучников.
На протяжении 70 страниц из 115 всей книги сочно и со знанием дела автор показывает бузотерскую шумливую «арапскую» жизнь в общежитии, изолирует комсомольцев фабза - учников от общественной жизни завода. Показаны похождения фабзавучников в кино, В трамваях, в поисках «жратвы» и т. п. О «жратве» автор говорит много, всячески смакуя то, что заслуживает двух слов.
Разумеется надо было озорство, бузотерство, мелкое хулиганство, «арапство» и знаменитую «Гарбузию» (общежитие) в сатирических тонах подать как сугубо отрицательное явление. Однако у Капицы - наоборот. Именно вся первая половина книги (озорство, ничегонеделание, шалопайство) написана в самых ярких красках.
Преподаватели старой школы все, по автору, крайне глупы. Так, преподаватель физики - дядя Митя, как его зовут ученики, - больше показывает фокусы. Преподаватель спецдела вечно «изобретает», до уроков ему дела нет: «А Тюректей (прозвище преподавателя) точно забыл обо всем, смотрит а окно задумчиво и напряженно: «. А в это время в классе играю г. в щелчки, опят, рассказывают анекдоты и т. п. Обществовед тоже изображается автором как какой - то скоморох на маскараде. Единственный положительный образ - преподаватель русского языка - Тах; но автором этот образ не развернут, многое в нем остается необъясненным. Одним словом весь преподавательский коллектив школы подан в надуманно - карикатурном виде. А это конечно совершенно неправильно. Огульное охаивание старых педкадров, из которых многие честно и искренно работают с нами, политически вредно. И сами фабзавучники показываются только с плохой стороны - грубыми, некультурными. Вот характерны!: пример разговора фабзавучников:
«Кто у вас?
- Дыр - доска. Любовь в лесу - живот на носу.
- А у нас Бум - рататуй (это все прозвища педагогов. - Н. Т.). Урок трепалогии. Не то, что у вас - технолог топтатель дорог, читатель вывесок.
- Дай слесаренышу, чего он разоряется.
- А уши у рояля видал?
- Плюй, плюй (т. е. иди, иди. - Н. Т.), а то в левый глаз».
Так в бузотерстве, в пирушках, в коллективных хождениях в кино проходили дни учебы в ФЗУ. И ребята ничего не выносили из аудитории. Ну, а где же завком, ячейки ВКП и ВЛКСМ, ибо они - то в какой - то степени отвечают за работу ФЗУ, за учебу в нем? Отношение к ФЗУ профессиональных и партийных. организаций завода (исключая партприкрен - ленного и комсомольскую ячейку школы) в книге никак не выявлено.
Дальше Капица пытается показать преодоление бузотерства, борьбу фабзавучников за признание в цехах.
В цехах все смотрят на фабзавучников, как на горе - смену, гоняют их, смеются, называя сосунками; серьезную работу и хорошие станки им не доверяют. Правда, в цехе нашелся один рабочий, «пожалевший» сосунков, но и тот автором не показан, не дан выпукло, сильно. Но вот эти «сосунки», после того как весь цех отказался отлить очень тонкую и хитрую модель, берутся на риск и после упорной работы удачно отлили модель. Этот момент надо было развернуть шире, показать глубоко, всесторонне. Но автор ограничивается несколькими строками.
Отлитая модель наутро была разбита. Капица опять не утруждает себя более глубоким показом данного факта. Кто разбил отлитую модель, при каких обстоятельствах, из каких соображений и т. д. - этого нет в книге, от чего она очень многое теряет в смысле глубины вскрытия явлений серьезного большевистского отношения к фактам.
Капица не углубляется в явления, которые он описывает, не разбирается в тонкостях и деталях классовой борьбы, в проявлениях этой борьбы. Поэтому он часто впадает в грубые ошибки.
Весь цех ополчился на «сосунков» за то, что они посмели после отказа старых литейщиков отлить модель. После бузотерства, которым ребята жили раньше, первая крупная победа к цехе должна быть подана автором сильнее. стать центром книги. Этого нет. Остается также безнаказанным и Глухое, открыто выступивший против молодежной бригады. Цех автором не дифференцируется. Он весь против «сосунков». Не нашел автор в цехе сознательных, передовых рабочих, которые сразу примкнули бы к новым кадрам, помогали бы им, учили. У Капицы весь цех смеется, когда фабзавучники вызывают рабочих на соцсоревнование. Это политически абсолютно неправильно, ибо здесь, во - первых, целиком охаивается цех, все рабочие, во - вторых, налицо здесь явно авангардистский показ комсомольцев. Мельком показывает Капица следующий возмутительный случай. После отливки тонкой модели ребята взялись за другую отливку, большей сложности и трудности. И здесь осилили «сосунки» литейщиков. Рабочий Балаш струсил. Ему растет конкуренция. Тогда он под видом помощи ребятам портит их отливку, зазывает к себе бригадира ребят Хрупова, спаивает его и уговаривает портить работу в бригаде. Заказ передадут ему, Балашу, а он возьмет Хрупова к себе в помощники, они будут зашибать большие деньги. Капица не раскрывает классовую сущность ни Хрупова, ни Балаша. Кто Балаш? Балаш - шкурник, рвач. Но разве Капица сорвал по - настоящему маску с этого врага?
Схематизм, поверхностный показ цеха, борьбы ребят за признание сильно снижают ценность книги. Характеризует персонажей Капица чрезвычайно плохо. Он еще не умеет дать классовую характеристику человека. Педагог спецдела - ни молод, ни стар, что - то среднее Он высок, неуклюж, ступает, как слон. Изобретатель рассеян. Он в самом деле Эдисон (вначале нечто похожее на Чичикова). И все главные персонажи книги: Гром, Бахнина, Нина Шумова, Жорж Сотков и др. - вышли безликими, незаметными, не цепляющимися чем – либо за память. Они проходят как говорящие бесхарактерные Ваньки, Юрки, Тольки, Пинки.
Я однако никак не склонен «уличать» Капицу в литфронтовских методах работы, в идейном, намеренном так сказать, схематизме. Отнюдь нет! Просто Капица - еще очень молодой комсомольский писатель, начинающий, неопытный, мировоззренчески недостаточно сильный... Поэтому он часто сбивается на линию наименьшего сопротивления.
Но при всех недостатках «Правила весны» - полезная и интересная книга о молодежи, о росте новых кадров. Книга увлекает читателя живостью изложения, искренней бодростью. молодостью и здоровым смехом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.