Правда народной жизни

Вл Воронов| опубликовано в номере №721, июнь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 75-летию со дня смерти В. Г. Петрова

Почти сто лет живут произведения Василия Перова - художника огромной, исключительной силы. Уже современники видели в нем замечательного бытописателя, смело поднявшего негодующий голос против крепостничества, против насилия и угнетения.

Перов начал работать в то время, когда, по словам известного критика В. Стасова, «русское художество, наконец, произошло на свет». В России назревала революционная ситуация, развернулась острая борьба против крепостничества. Взяточничество, самодурство царских чиновников вызывали все более острое негодование передовых слоев общества. Перов весь отдался «этому щемящему чувству негодования».

К тому времени русское искусство уже имело многовековую художественную традицию. Большим успехом пользовались полотна Кипренского, Тропинина, Брюллова и других. И все же к непосредственному изображению народной жизни русские художники обратились только в начале XIX века. Ведь не было еще картин Репина, Сурикова, Верещагина, Васнецова, которые широко отразили жизнь народа.

На одном из перовских портретов мы видим крестьянина по прозвищу «Фомушка - сыч». Упрямый немигающий взгляд, усталое, морщинистое лицо, прокаленное немилосердным солнцем, говорят о безотрадной жизни, о тяжелой работе от зари до зари, когда за целый день не сказано ни одного слова. Замкнутый в себя, угрюмый Фомушка в то же время сохранил такое нравственное здоровье и такую моральную силу, что его побаиваются самые драчливые мужики. Ни угрозы станового, ни внушения священника, ни розги не сумели выколотить из этой крепкой головы неотвязную думу о несправедливости окружающей жизни.

В те годы, когда модные французские художники трудились над тем, как получше выразить свои «импрессионы», русские художники (и среди них первый - Перов) мучительно и страстно искали ответа на проклятые вопросы своего времени.

Только с Перовым русская живопись по - настоящему осознала свои задачи и цели, сумела выразить национальный народный характер, заявила о себе в полный голос.

Биография Перова проста. Внебрачный сын обедневшего барона Криденера, будущий художник родился в сибирском городе Тобольске. Отец его служил прокурором, был хорошо образован и не ладил с начальством. Семье приходилось много раз переезжать с места на место. В деревне Кольцовке, Самарской губернии, семилетний Василий учился грамоте у заштатного дьячка и особенно преуспевал в чистописании. За это дьячок прозвал его Перовым (от слова «перо»). Так и осталось это прозвище на всю жизнь (по тогдашним законам родители не могли дать свою фамилию ребенку, если он родился до брака). Проучившись год в Арзамасской художественной школе А. В. Ступина, Перов летом 1852 года приезжает с матерью в Москву и поступает в Училище живописи и ваяния.

В Москве в то время по рукам ходили сочинения Герцена, проникнутые искренним сочувствием к народу, шли горячие споры о судьбах России. Антикрепостнические настроения захватили восемнадцатилетнего Перова и на всю жизнь определили его интересы. В Москве художник смог осмыслить то, что он много лет наблюдал в крепостной русской деревне.

Скоро Перов возглавил группу московских художников - демократов. Его остроумие, веселый нрав, сосредоточенность в работе, личное обаяние, а главное - талант, серьезный, оригинальный талант, который Перов сумел укрепить упорной учебой, привлекали к нему передовых людей того времени.

Петербургская академия художеста, которая знакомилась с лучшими работами москвичей, награждала Перова одной медалью за другой. Осенью 1861 года Перову за картину «Проповедь на селе» была присуждена Большая золотая медаль с правом на трехлетнюю заграничную поездку. Познакомившись с музеями Берлина, Дрездена. Парижа, Перов немногим больше чем через полгода просит Совет академии досрочно вернуть его на родину.

«... Написать картину совершенно невозможно, - писал он из Парижа, - потому что, не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, - что составляет основу жанра, - я не мог обработать даже одной фигуры в картине...» В другом письме художник говорил: «... Посвятить... себя на изучение страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества».

Еще перед отъездом за границу Перов создал картину, вызвавшую недовольство властей. Это был «Сельский крестный ход на пасху». Убогая жизнь русской деревни, ханжество и лицемерие духовенства предстали в этой картине во всей своей наготе. Выставленная на Невском проспекте в Петербурге, она привлекла всеобщее внимание. Художник Худяков писал Павлу Михайловичу Третьякову, что «... Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий».

Вернувшись на родину, художник создает свои выдающиеся картины: «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом»,

«Тройка», «Утопленница», «Птицелов», «Охотники», портреты Ф. Достоевского, А. Островского.

1868 год отмечен для Перова таким великолепным полотном, как «Последний кабак у заставы». Вы помните эту завьюженную, засыпанную снегом улицу у Тверской заставы?.. Холодный зимний вечер. Только краснеют замерзшие окна кабака. На улице - две крестьянские подводы, в одной из них сидит заплаканная молодая женщина. Ваш взгляд скользит по улице, хочет вырваться на дальние равнины и вдруг останавливается на двух столбах с двуглавыми орлами наверху. Мглистое небо прорывается у горизонта холодно - лимонной полоской заката. Вы уже не видите ни лошадей, жующих сено, забываете о заплаканной женщине, вы смотрите только на пронзительную лимонно - желтую полоску неба, на резкий силуэт заставы с царскими гербами - и вами овладевает щемящее чувство боли.

«Последний кабак» - превосходная по живописи, самая эмоциональная картина Перова.

А кто не помнит перовские портреты Достоевского, Бессонова, купца Камынина, которые поражают нас точностью характеристик и остротой!

Большие ценности создал талант Василия Перова, искусство которого дорого и близко нам. Творчество его открыло для русской живописи новый путь развития, отмеченный блистательными победами: впервые в мировом искусстве русские художники - передвижники создали правдивые картины народной жизни. Эти картины и сегодня заставляют нас с уважением, благодарностью и гордостью вспоминать имя замечательного художника Василия Перова.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бухенвальд

Окончание. Начало см. «Смена» № 10