Повелители скорости

А Галицкий| опубликовано в номере №676, июль 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

В зимние дни на Москве - реке можно было наблюдать любопытную картину: по узкой свободной ото льда полоске воды двигалась академическая лодка.

- Вот так ледокол! - шутили прохожие, провожая изумленными взглядами хрупкую лодочку, набирающую скорость.

Многие из наблюдавших это необычное плавание бывали на состязаниях по гребному спорту и сразу узнали в экипаже «ледокола» знаменитую восьмерку «Крыльев Советов» - многократного чемпиона страны, сильнейшую команду Европы, победительницу Королевской регаты в Хенлее.

Прогулка на академической лодке по реке зимой была отнюдь не эксцентричной выходкой дерзких спортсменов, не трюком, рассчитанным на внешний эффект. Восьмерка гребцов «Крыльев Советов» проводила очередную тренировку, готовясь к ответственным летним встречам.

В спорте не может быть тайн. Во время тренировок и соревнований гребные команды изучают опыт друг друга, и все лучшее, передовое, найденное ценой неутомимых поисков, становится достоянием многих, без промедления принимается «на вооружение».

Академическая гребля - спорт с большой историей и многолетними традициями. Долгие годы в академической гребле господствовал так называемый ортодоксальный стиль. «Гребцы команды, - утверждали «ортодоксы», - должны делать абсолютно одинаковые движения. Все, как один, и один, как все». В стандартизации движений гребцов приверженцы этого стиля видели источник больших скоростей.

По - иному стала грести команда «Крыльев Советов». Тренер кандидат технических наук Александр Шведов и гребцы аспиранты московских вузов Евгений Браго, Вячеслав Амирагов, Евгений Самсонов, Владимир Крюков, механик Владимир Родимушкин, инженер - моторист Игорь Борисов, студент медицинского института Леонид Гиссен создали свой, советский стиль гребли. В самом деле, почему движения гребцов должны быть одинаковы? Ведь движения тогда эффективны, когда они естественны. Главное - не внешнее единство, а слаженность всех гребцов, основанная на использовании их индивидуальных качеств.

Но мало теоретически доказать, что основное в гребном спорте не стандартное положение тела гребца, а рациональный гребок, надо еще самим научиться грести наиболее эффективно, добиться максимальных скоростей. Не одну схему распределения сил при гребле вычертил каждый из членов восьмерки. Не один раз каждого из них постигали разочарования и сомнения, пока было решено, что при гребле следует как можно больше отрывать тело от подвижного сиденья. Благодаря этому весло с еще большей силой отбрасывает воду и скорость нарастает.

Вот уже несколько лет команда «Крыльев Советов» не только успешно единоборствует со своими многочисленными соперниками, но и ведет спор со временем. 6 минут 15 секунд... 6.10... 6.09... 6.07... 6.03... 5.58 - так шло улучшение результата на дистанции 2 тысячи метров. На чемпионате Европы 1954 года в Босбаане, близ Амстердама, восьмерка, оставив позади всех конкурентов, показала поистине феноменальное время - 5 минут 53,3 секунды. Такого результата не добивалась ни одна команда за всю историю европейских чемпионатов по гребле.

Гребцы «Крыльев Советов» побеждали английских, голландских, итальянских, чешских, французских, датских и других спортсменов. Из Англии после знаменитой Хенлейской регаты 1954 года члены восьмерки привезли массивный кубок «Гранд Челендж Кап».

Этот кубок - главный приз регаты - учрежден 115 лет назад. Он испещрен названиями команд - победительниц. За всю многолетнюю историю кубок только десять раз покидал пределы Соединенного королевства: ведь английские гребцы - искусные мастера.

Особенно советских спортсменов радовала победа над знаменитой английской восьмеркой «Леандер - клуба». Дело в том, что гребцы «Леандер - клуба» - приверженцы ортодоксального стиля гребли, и не случайно западноевропейские газеты писали, что после победы русской команды англичанам, очевидно, придется пересмотреть свою теорию.

Многочисленные победы не вскружили головы гребцам «Крыльев Советов». Трудолюбиво, настойчиво они продолжают свои творческие поиски, борются за скорость.

Близятся увлекательные состязания гребцов в Варшаве. Любители академической гребли с нетерпением ждут, что покажет на Всемирном фестивале молодежи и студентов дружный творческий коллектив прославленной восьмерки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Опасный маршрут

Продолжение. См. № 11, 12, 13