Леля больше бежать не могла,
И глаза ее тут закрылися.
И упала тут Леля мертва».
Любовная лирика переплетается здесь с явно бандитскими сюжетами.
Романтика бандитизма и хулиганства с давних пор, со времени «славного российского мошенника Ваньки - Каина», кочует по российским городам и деревням. Молодежь любит острый, приключенческий, необычный сюжет. Городская хулиганская песня ворвалась как протест в монотонную жизнь старой деревни; она не встретила соперничества и крепко врезалась в быт. Так, через десятилетия проникла в колхоз песня о хулигане Аржаке.
Хулиган дается в этой песне как герой, пострадавший за идею. Он, видите ли, законченный, классический хулиган, но дерется без ножа, и этим восхищается неизвестный автор песни. На Аржака напали другие хулиганы:
«Аржак вынул бутылку,
И стал он драться ей,
И в грудь ему вонзили
Четырнадцать ножей!»
И вот герой песни Аржак вскакивает на извозчика:
«Извозчик, за полтину
Вези меня скорей!
Я кровью истекаю
От финских кинжалей!»
Последние строчки поются всерьез и с дрожью в голосе: «Бедный Аржак, пострадавший за идею!»
Впротивовес хулиганской романтике проникли в деревню новые песни. Излюбленные хулиганские, трагические мотивы еще остались в этих песнях, но хулиган в них уже не является героем. Неизвестный автор считает его «шпаной и негодяем».
Показательна в этом смысле песня о чубаровцах:
«Про историю, про кошмарную
Я хочу вам сейчас рассказать...»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.