Дети из «долины рудокопов»
Мы приехали в Ангрен, когда заканчивались школьные зимние каникулы. В утреннем солнце сияли вечные снежные отроги Тянь-Шаня, а в низине лежал молодой, не отметивший еще своего сорокалетия город. Ангрен — «долина рудокопов». Своим появлением на карте страны он обязан советскому геологу Чикрызову, разведчику здешнего месторождения бурого угля. Ему, основателю города, ангренцы поставили в центре, на площади. красивый памятник. Здесь, в сквере, около памятника, всегда много веселых, шумливых, как галчата, ребятишек. Семьи в Ангрене многодетные, около двухсот из них имеют по 14 детей.
Как идет воспитание в такой большой семье? Очень просто, ответили нам: старшие заботятся о младших. Педагогика, проверенная веками.
И почти у самого подножия Чаткала в четырехэтажном, без особых архитектурных изысков здании живет в Ангрене другая, куда более многочисленная и дружная семья, о которой мы и хотим рассказать в этом фоторепортаже. В ней сейчас 250 детей в возрасте от трех до шестнадцати лет, и называется эта семья — детский дом, а точнее, школа-интернат для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...
...Нашу беседу с работниками Ангренского горкома комсомола прервал телефонный звонок.
— Галина Петровна? — Первый секретарь горкома Анвар Юлдашев расцвел в улыбке. На секунду прикрыл трубку ладонью и, обращаясь к нам, сказал: — Хасанова. директор интерната, — И опять в трубку: — Как наши дела?.. Что-то еще не подъехали? — Улыбка вмиг сошла с красивого, худощавого лица Анвара — Минуточку, сейчас выясню. — Юлдашев наклонился к селектору — Соедините меня с комсоргом шахты №9. Шавкат? Доброе утро. Вчера я договорился с вашим руководством, что пошлете слесарей в интернат — с водопроводом у них неполадки. Знаешь? Да, но до сих пор никого там нет. Узнай, пожалуй ста, в чем причина, как можно скорее.
Минут через пять звонок — Шавкат Алимходжаев. комсорг шахты, сообщил, что ремонтники выехали.
В интернате произошла небольшая авария. Но причем тут горком комсомола, его ли это забота. Оказалось, что любая, даже самая мелкая проблема, возникшая в интернате, воспринимается в Ангренском горкоме ЛКСМ Узбекистана как своя, кровная. Два года назад писал я в «Смене» о другом горкоме ВЛКСМ, который палец о палец не ударил, чтобы привести в порядок летний детдомовский лагерь. Весь июнь ребятишки дышали городской пылью, в дождливые дни сидели в холодных, неуютных комнатах, а горкомовцы даже не знали, выехали дети на отдых или нет. «Нас никто не информировал», — оправдывался секретарь горкома.
— Подобной ситуации у нас быть не может, — отчеканил Юлдашев, — Интернат — наше комсомольское хозяйство. Мы там не гости... А раз так. то считаем, что все — и радости, и напасти детдомовцев — должны делить с ними пополам. Повезло нам и с директором — Галиной Петровной Хасановой. Вы и сами увидите, что это за человек. Внешне суровая, а душа у нее добрейшая. Для детишек стала как мать.
Едва мы переступили интернатский порог, как со всех сторон услышали громкое, радостное «здравствуйте».
— Какие у вас вежливые дети! — не скрывая удивления, говорим директору.
— Видели бы вы, — улыбается Галина Пет ровна, — что тут творилось лет пять назад...Директором интерната Хасанова стала в 1979 году. («Надоело в гороно с бумажками возиться», — откровенно признается она.) Кажется, радоваться надо было: интернат только что перевели в новое здание. Но строилось оно вне плана, и, как это часто бывает, сдали его строители с серьезными недоделками. Очевидцы вспоминают, страшновато было даже войти в дом — в стенах зияли трещины в палец толщиной, по коридорам, завывая, гулял ветер, а на бетонном полу краска приставала к ногам. К тому же удвоилось количество воспитанников: к ребятам из местного детского дома №4 прибавились их сверстники из других городов Ташкентской области — Буки и Чирчика. Что тут началось! Ссоры, потасовки — чирчикские на ангренских, ангренские на букинских...
На первом уроке, который вела Галина Петровна, в нее запустили учебником — так шестиклассники выразили свое «желание» заниматься. Два года понадобилось директору и воспитателям, чтобы приучить ребят к элементарной дисциплине. Это сейчас побег из интерната — ЧП, редчайший случай, а тог да в бегах было почти 30 человек, и за каждого директор в ответе. Где только не ловили беглецов! Одного парнишку, например, задержали за сто километров от Ангрена, в Ташкентском аэропорту, в самолете, с минуты на минуту готовом вылететь в Баку, хотя «путешественник», как он признался, направлялся в Кострому, к бабушке.
Хорошо известно, по каким причинам ребята бегут из детских домов и интернатов. Не могут смириться со своей горькой участью, не могут поверить, что оказались брошенными, ненужными самым близким людям — родителям. Бегут и от обид, оскорблений, чинимых более агрессивными сверстниками. Бегут от неуюта, скуки, безделья... Да мало ли чего не принимает ранимая, неприкаянная детская душа! Нужен сильный, хороший человек, который мог бы приласкать, выслушать, понять, защитить ребенка. И нужно, чтобы он, мудрый и добрый воспитатель, был всегда рядом, как в нормальной семье всегда рядом с ребенком мать или отец.
— Наряду с ремонтом здания, разбором каждодневных ЧП с воспитанниками мы интенсивно занимались главной проблемой — подбором кадров, — вспоминает Галина Петровна и добавляет: — Честно вам скажу, что без шефов, без комсомола я одна с этой проблемой ни за что бы не справилась.
Чем же помог интернату городской комсомол?
С недавних пор в Ангренской школе-интернате появилась учительская комсомольская организация. По направлению горкома комсомола сюда пришли молодые, хорошо подготовленные работники. Неля Смолякова, учительница английского, окончила Ташкентский пединститут иностранных языков имени Ф. Энгельса. Пришлись «ко двору» выпускницы Бекабадского педучилища Зиля Алиева и Марина Садыкова. Зиля преподает в начальных классах, Марина — старшая вожатая, побывала по путевке горкома комсомола на учебе вожатых в Ташкенте, в Москве. Недаром пионерская дружина интерната одна из лучших в городе.
И все-таки главные свои «университеты» молодые воспитатели проходят сегодня здесь, в интернате, под руководством Галины Петровны, которая сама двадцать с лишним лет назад начинала пионервожатой в детском доме на Урале. «Галина Петровна считает», «Галина Петровна сказала» — эти слова не раз приходилось слышать и в горкоме комсомола. Мавлюда Шукурова, секретарь горкома по работе с учащейся молодежью, которую в интернате так и называют: «Наша комсомольская мама», — тоже частенько заглядывает к детдомовцам. Приходит сюда не указывать, не учить, а учиться.
— С радостью иду в детдом, — признается Мавлюда. — Думаешь, забегу на минутку, а потом смотришь — уже два или три часа пролетело. Ведь с ребятами так интересно! Мы даем им не меньше, а может, больше, чем давали прежде их родители.
«Сделай для детдомовцев что-то хорошее, только не на словах, а на деле» — это позиция не только Шукуровой, но и всего Ангренского горкома комсомола.
В интернате тихо: начались занятия. Идем по коридору, на двери табличка: «2-й класс. Шефы — Восточно-Кураминская геологоразведочная экспедиция. Начальник — Тенгли-шев И. Т.». На другой двери — «3-й класс. Шефы — автобаза №72. Директор — Ланин И. Е.». И так на каждой двери, вплоть до восьмого, выпускного класса. Одиннадцать предприятий города шефствуют над интернатом.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Литературные уроки
Так это было на войне
Повесть