Перед вами портрет Джима Доллара - «автора» серии романов. впервые печатавшихся в нашей стране в 20-х годах. Эти романы сразу завоевали огромную известность. Читают их с живым интересом и по сей день.
Первый роман серии - «Янки в Петрограде» - много раз переиздавался не только в Советском Союзе, но и в Чехословакии, Германии, Австрии, Франции и других странах. Интересный авантюрный сюжет и ситуации детектива, сочетающиеся с острой социальной направленностью произведения, способствовали широкой популярности и романа «Месс-Менд».
Впоследствии, когда псевдоним «Джим Доллар» был раскрыт и стало известно, что автором этой увлекательной серии романов является писательница Мариэтта Шагинян, многие даже не поверили этому.
В статье «Как я писала «Месс-Менд» Мариэтта Шагинян вспоминала, что сначала это было пародией на западный детектив, а потом «в процессе писания пародия была изжита, и возник своеобразный пафос, я бы сказала, пафос нового, классового трюка. Изобретенный в «Месс-Менд» «трюк с вещами» носит не универсальный и не личный характер (как обычные трюки в романах и в кино), а рабоче-производственный. И быть другим он не может, потому что вещи делаются рабочими. Отсюда - плодотворность темы, ее не надуманный, а сам собой возникающий романтизм».
Как-то в беседе с автором этих строк Мариэтта Сергеевна Шагинян рассказала, что во время написания романов для их рекламы был придуман издательский трюк, допускавшийся в ту пору: был создан портрет мнимого Джима Доллара с чертами лица самой писательницы.
Меня очень заинтересовал этот факт. Но М. С. Шагинян не знала, был ли опубликован где-нибудь этот портрет. Работая в архивах и библиотеках, я долгое время пытался обнаружить след портрета.
И вот недавно поиски увенчались успехом: портрет Джима Доллара найден. Оказалось, что он был опубликован сорок лет назад в ленинградском журнале «Красная панорама» (№ 40 за 1925 год). Под ним поместили подпись все в том же духе литературной мистификации: «На снимке - Джим Доллар (последний портрет). Писатель в настоящее время находится в Багдаде и изучает Восток».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.