Поняв людей, постичь себя…

опубликовано в номере №1430, декабрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Делюсь с вами впечатлением от статьи В. Толстых «В зеркале творчества».

Долго же мы ожидали чего-либо подобного!

Того, что по праву серьезности явления должно было давно появиться на свет. Попытка глубокого анализа творчества Высоцкого, осмысления с позиций современной философской, эстетической и этической мысли, предпринята впервые. Тем дороже нам эта долгожданная «ласточка»...

Правда, следует все же отметить, что цена научности несколько снижена откровенно доброжелательным, личностным отношением автора к «виновнику» предпринятого разговора...

Одно то, что творчество Высоцкого начинают рассматривать под углом серьезных, проблемных граней общественного развития, применяя весь имеющийся «инструментарий» общественных знаний и навыков, заслуживает всяческого одобрения и уважения.

Нравятся неторопливость, обстоятельность, с коими автор подходит к оценкам. Конечно, не всем и не во всем созвучны эти мысли, но, высказанные одним человеком, выстроенные в более или менее логическую систему, они становятся еще одной отправной точкой общего понимания — или общего стремления к пониманию того, что уже повсеместно принято называть феномен Высоцкого.

Находясь в достаточной удаленности от современной общественно-эстетической «кухни», от «котлов», где «варится» современное «блюдо» под тем же названием, все равно ощущаешь оторопь, охватившую дипломированных «горе-кулинаров» перед неизведанно-новой приправой — «Высоцкий». Попытка избежать ее применения обернулась постной, безвкусной, а в конечном итоге трудно перевариваемой продукцией...

Безусловно прав автор статьи, утверждая, что в приобретенных нами навыках описания своей многослойной жизни мы чаще «утопируем» ее, заставляем выглядеть более привлекательной, чем есть на самом деле. Искусству «ретуши» человек научается с детства. Только в семье да еще, пожалуй, в товарищеских кругах сохранились ростки так необходимой всем правдивости и честности без огляда. Владимир Высоцкий — яростный проводник принципов товарищества, переводящий их из области взаимоотношений в область самого существования.

Диву даешься самоотверженному постоянству, с которым он продирался сквозь косность и равнодушие эпигонов от искусства! Каким чувством собственной правоты нужно было обладать, чтобы, не слывя «донкихотствующим» маньяком, в одиночку отстаивать право своего видения, право на свое творчество!

Обидно, что В. Толстых, так и не удержавшись от «сакраментально-бестактного» вопроса «Где вы были раньше, отчего молчали вчера?», сам ушел от ответа. Неужели и впрямь этот вопрос бестактен? Бестактен по отношению к кому?

Вся беда в том, что в этом вопросе и есть главный огонь недоверия и обиды, который не затухает в народе вот уже много лет. Нелицеприятный, полный ответ на поставленный ребром вопрос обязательно должен очистить многолетние завалы шелухи и мусора.

Не будем стыдиться прошлого... Давайте улучшать настоящее!!!

Василий Шашков, Томск

 

Уважаемая редакция «Смены»!

Мы с мужем уже четвертый год подписываемся на «Смену». Мы не только подписчики. Мы — читатели. Считаем этот журнал своим. Нас глубоко взволновала статья. Валентина Толстых «В зеркале творчества». Огромное вам спасибо. В семьей среди друзей после статьи не раз были жаркие дискуссии о творчестве Высоцкого, о жизни, о человеческом достоинстве, о духовных ценностях. Сами мы туристы. Очень любим петь, играем на гитарах. Поем замечательные песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Г. Дикштейна, С. Никитина. А вот В.Высоцкого только слушаем. Пытаться его повторить — только портить. Мы взрослеем, наверное, умнеем и каждый раз открываем для себя в его песнях что-то новое. 10 — 15 лет тому назад все это же воспринимали как нечто блатное и низкопробное. Как оказалось, были еще просто «зелеными» и не понимали всей глубины и сути его творчества. Может, мы и сейчас, в тридцать с лишним, чего-то недопонимаем. Эх, если бы вы помогли и нам, и многим другим «несозревшим»! Очень бы хотелось, чтобы в «Смене» была «Страничка В.Высоцкого», где печатались бы его стихи с разъяснениями специалистов о сущности затронутых проблем, о времени, их породившем, о героях его песен. И поподробней — военную тематику. Другой раз и книжку читаешь, а она так не тронет, как одна только строчка: «На братских могилах не ставят крестов...» Так просто, без всякого литературного пафоса, а прямо сердце сжимается. Мы не видели войну, но нам надо о ней все понять.

Мы Высоцкого не обожаем и не «балдеем» от него, мы его любим, любим искренне.

Ваши читатели Владимир и Валентина Черняевы, Харьков

 

...Я три раза прочитала статью и по своим убеждениям и пониманию творчества В. Высоцкого во всем с автором согласна. Вы даже сумели опустошить мой «чердак» с тысячью вопросов... Высоцкий постиг и объял необъятное как никто другой. Его юмор — а не жаргон! — ставит его выше всех современных поэтов, так как помогает понять все, и всех лучше, чем любые философские трактаты. Он был впереди времени.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Всё — личная жизнь

Наш корреспондент беседует с делегатом XXVII съезда КПСС, студентом 3-го курса Московского авиационного института Анатолием Качалиным, о котором «Смена» рассказала в № 6

Возвысьте голос

Творческая педагогика