Есть ли вид спорта, который имел бы такое давнее и богатое поэтическое наследие. как стрельба из лука? Это «Илиада», баллады о Робин Гуде и Вильгельме Телле. Это русские былины. Вот, скажем, какое образное описание изготовки к стрельбе идет в сказе о Михаиле Потыке:
Вынимает он, Потык,
Из налушна свой тугой лук,
Из колчана – калену стрелу,
И берет он тугой
лук в руку левую,
Калену стрелу – в правую,
Накладывает
на тетивочку шелковую,
Потянул он тугой лук за ухо...
Заскрипели полосы булатные,
И завыли рога у туга лука.
Это было страшное оружие. Средневековый лучник пробивал стрелой дубовую доску толщиной 5 сантиметров, и это уже не из мифов и баллад – это факт. Дальность же ее полета равнялась почти километру: кстати сказать, приблизительно на такое расстояние улетает и стрела, выпущенная из современного лука.
В 1772 году в Англии было проведено уникальное состязание: на линию огня вышли лучники и стрелки из ружей. Обе команды, сделали по 20 выстрелов. И какой же результат? В мишень попали 16 стрел и только 12 пуль!
Но, конечно, огнестрельное оружие все же вытеснило лук, который с недавних пор начал свою новую жизнь в сфере спорта. Как не пожелать такой же судьбы всякому другому оружию?!
Мне часто доводилось наблюдать за состязаниями по стрельбе из лука, писать о них. С особой гордостью могу сказать, что на олимпийском турнире 1980 года возглавлял пресс-центр по стрельбе из лука. И мне кажется, что неплохо знаю этот вид спорта, его специфику, дух. Поэтому не меньше тренеров и стрелков огорчаюсь, когда случайный на турнире лучников зритель пожимает плечами: дескать, ну и скучища у вас, неинтересный вид спорта.
Думаю, это от неумения видеть. Истинный ценитель получает неописуемое удовольствие от состязания лучников, многое открывает в несуетливых и вроде бы однообразных движениях мастера: и степень его подготовки, и нервное состояние, и причину промаха. Наблюдать это состязание нужно спокойно и терпеливо, на турнирах лучников вообще все так делается – без криков и похлопывания по плечу соседа; тут даже мировые рекорды и красивые победы рождаются в тишине.
Спортивная стрельба из лука далеко ушла от времен, воспетых Гомером, и от времен «Айвенго». Но все же и сегодня можно открыть в стрельбе из лука немало романтических черт. Спортсмены-лучники все без исключения одеты в белоснежные, тщательно отутюженные костюмы, а девушки – и в сапоги, форма которых заставляет модниц пожалеть, что они сидят на трибунах, а не там – на лужайке, около огромного зонта.
А эта гордая поза, когда стрела уже летит в цель, а спортсмен замирает! Какие ясные, четкие линии – невольно вспоминаешь египетские фрески. Левая рука спортсмена вытянута с луком, другая согнута в локте и составляет ее продолжение, и в такой позиции он скульптурно недвижим до мгновения шлепка стрелы в мишень. И делается это не для зрителей, это элемент выстрела. Замирая, стрелок может внести в случае неудачи верную поправку или, напротив, зафиксировать положение, давшее ему возможность попасть точно в цель. Лучники занимаются делом деликатным, ювелирным.
Они и места для своих турниров выбирают в живописных, окутанных поэтическими легендами уголках. Вспоминаю Компьен, чемпионат Европы 1980 года: лужайку для участников первенства окружала дубрава, чуть подальше – замок домушкетерских времен.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Беседуют Владимир Горелихин, директор Курской атомной электростанции и Александр Беляков, секретарь комитета комсомола Курской АЭС
Документальная повесть