Владимир Кулагин
Неудачи начались с утра. Мария опоздала на печенцовский автобус. Следующий отправлялся только днем. Пришлось вернуться в обком. И вот она, второй секретарь обкома комсомола, сидит в своем кабинете, - такая строгая, несмотря на юный возраст; в дорожном костюме, со светлыми, гладкими волосами, собранными в тугой узел, - и раздумывает, ехать ей в Печенцово после обеда или завтра утром.
Из - за двери доносится привычный стук машинки. Потом высовывается кудрявая голова Машеньки - обкомовской машинистки.
- Мария Сергеевна, Павел зовет.
Павел - это Соколов, первый секретарь, его все здесь зовут просто по имени.
Перед столом первого секретаря сидит женщина. По ее согнутой спине видно, что она уже немолода и что у нее горе. Обойдя вокруг стола, Мария замечает, что женщина плачет.
- Ты еще не уехала? - спрашивает Павел негромко. - Вот, кстати, возьми.
Он вручает номер молодежной газеты и какое - то письмо. Мария наскоро пробегает заметку, отчеркнутую карандашом.
- Разберись там, на месте. Это из Печенцова.
Женщина за столом плачет, а у Павла на лице какое - то непривычное, несвойственное ему выражение тяжелого раздумья, глаза, всегда немного насмешливые, сумрачны. Мария хочет спросить его, что это за женщина и что у нее случилось, но не успевает.
- Ну, поезжай, счастливо, - говорит Павел, протягивая руку.
В приемной к Марии подошла Машенька, в руках у нее какой - то узелок.
- Мария Сергеевна, и я еду в Печенцово, меня Павел отпустил.
Мария улыбается. Она вспоминает, как пять лет назад пришла в обком комсомола и впервые увидела Машеньку. Мария бывала здесь и раньше, еще когда училась в институте, но в тот день она пришла сюда оформляться на работу - инструктором в школьный отдел. Незнакомая девушка, кудрявая, с бантиками, спросила ее испуганно:
- Вы тоже машинистка? - и облегченно вздохнула, когда Мария ответила «нет».
И с тех пор она все та же, и те же кудряшки, только бантиков не носит. Работает по - прежнему машинисткой, и все хвалят ее за добросовестность, аккуратность и за спокойный, ровный характер.
Три часа дороги тянутся долго. Маленький, тряский автобус подскакивает на ухабах. Мария дремлет, откинувшись на спинку сиденья, а у Машеньки на коленях очутился чей - то ребенок. От духоты и тряски ребенок то и дело начинает плакать, и тогда Машенька говорит тонким голосом:
- А вон коровка. А вон домик. Ой, какой домик! А во - он собачка!
Наконец, автобус останавливается на широкой пустынной площади, кое - где замощенной булыжником и окруженной кольцом одноэтажных и двухэтажных зданий. Девушки выходят из машины и направляются к небольшому домику, в котором с одной стороны помещается районный банк, а с другой - райком комсомола.
- Вон там, видите, где магазин, и по этой улице направо, у самой речки. - Машенька на ходу объясняет, как ее найти, если в гостинице не окажется мест. - Спросите Паленковых.
У дверей райкома она прощается, сказав напоследок:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Как снимался цветной фильм «Звероловы»