U - 21 подошла вплотную к берегу и открыла огонь из своей четырехдюймовой пушки по ангарам и докам.
В 6 милях от Ливерпульского порта... U - 21 несколькими минутами быстрого артиллерийского огня пустила на дно 6000 - тонный пароход «Бен Крахам», груженный углем для английского флота. Через три часа после этого пароход «Линда Блянш» взял курс на дно, вскоре за ним последовал «Килькуан».
Слух о том, что подводная лодка топит суда у Ливерпуля был несомненно потрясающим. Сторожевые суда устремились роем на это место.
U - 21 тем временем пробивала себе обратный путь через Ла - Манш в Вильгельмсгафен.
Но «слава» Херсинга была впереди. Переход в Константинополь, потопление двух линейных кораблей у Галлиполи сделали его национальным героем Вильгельмской Германии.
Таков был мой визави по каюте.
Вечером следующего дня я встретился с Херсингом в каюте капитана «Ляйнера», и Херсинг рассказал нам о своем плавании на U - 21 из Германии в Дарданеллы.
Склянки уже пробили полночь, когда Херсинг по просьбе капитана приступил к своему рассказу.
Передаю его полностью.
«U - 21 была избрана для выполнения сложнейшего задания, когда - либо данного подводной лодке.
Назначение - Константинополь! По прибытии принять участие в одной из самых страшных, показательных военных игр, разыгранных на жизненных подмостках, - в борьбе за Дарданеллы.
Союзники только - что повели свою атаку против Турции. Англия и Франция пробивали себе путь через Золотой Рог.
Были стянуты мощные эскадры - началось наступление на древний Геллеспонтский пролив, эту узкую полосу воды между скалами, соединяющую широкое водовместилище Средиземного моря с довоенною столицей Турции.
Чудовищные орудия эскадры союзников открыли огонь, засыпав береговые турецкие укрепления в проливе дождем 16 - дюймовых снарядов. Бомбардировка началась с энергией, заставившей заговорить весь мир, и продолжалась со все увеличивающейся настойчивостью. Турки обратились к кайзеру с просьбой прислать им на помощь подводные лодки. Наш штаб согласился на эту трудно исполнимую просьбу. Выбор пал на U - 21. Поход от Вильгельмсгафена до Константинополя являлся для подводной лодки задачей, не имеющей ранее прецедента. Однако, нужно было попытаться. Первая попытка должна была быть сделана одиночной подводной лодкой.
Подготовления к такому походу, естественно, должны были быть самые тщательные. Все делалось в строжайшем секрете. Основной идеей было захватить стоящие у Дарданелл корабли врасплох.
На долгом пути до Константинополя не было ни одного дружественного порта, в котором мы могли бы возобновить запас продуктов и топлива, пока мы не достигнем австрийского порта Каттаров Адриатическом море. А до него было 4000 миль. Ни от одной существовавшей тогда подводной лодки нельзя было требовать, чтобы она смогла принять достаточный запас для такого продолжительного похода. Нам необходимо было его возобновить где - нибудь между Вильгельмсгафеном и Каттаро. Адмиралтейство условилось с одним из наших пароходов Гам - бур - Американской линии «Марцала», что он нас встретит против берегов Испании и передаст на U - 21 запас продуктов и топлива. Конечно, и этот проект требовал строжайшей тайны.
К тому времени, когда U - 21 была приведена в полную готовность, главная атака против Дарданелл с моря все продолжалась. Береговые форты успешно отражали атакующий флот с тяжелыми для него потерями. Было ясно, что корабли не могут бороться с крепостью и прорвать Дарданеллы. Союзники оставили этот план. Но это только означало, что бой у Дарданелл еще разгорится и станет более жарким и кровавым. По новому плану проливы должны быть захвачены атакой с суши, с переброской войска на берег и продвижения вдоль берегов пролива. Мы имели сведения о сильной концентрации войск для этой цели, и в тот самый день, когда U - 21 вышла в море, направляясь в Константинополь, австралийские и новозеландские полки высадились на берегах Галлиполи. Страшная галлиполийская трагедия началась. Корабли, конечно, должны будут принять деятельное участие в этой операции. Они будут всюду. Подводная лодка сможет сыграть недурную роль в этой драме. 25 апреля 1915 года мы вышли из Вильгельмсгафена и взяли курс на север.
Английский Ла - Манш был тогда чрезвычайно опасен для подводного плавания из - за целого ряда установленных в нем мин и сетей, нам же не следовало лишний раз подвергаться риску, пока мы не достигнем места назначения. Поэтому мы избрали более долгий путь вокруг Шотландии и северного мыса Оркнейских островов. Мы шли вперед, думая только о своей задаче. Всякий встречный корабль мог представлять собою приятную дичь для других подводных лодок, но для нас он не имел никакого значения.
К северу от Оркнейских островов на море был густой туман. Мы продвигались в надводном состоянии. Внезапно туман рассеялся.
«Доннерветтер!» - мы оказались среди сторожевых судов. Они окружали нас со всех сторон.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.