Показать героический путь комсомола

опубликовано в номере №196, июль 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Л. Сейфуллина

В своей анкете вы задаете довольно трудные вопросы. Мне хотелось ответить на них обстоятельно. Поэтому я несколько задержала ответное письмо.

1. Не только о ленинском комсомоле во всех областях соц. строительства, но и о самом соц. строительстве еще нет крупных художественных произведений. Легко написать трескучую победную реляцию со строительного фронта, трудно передать в образах, как этого требует художественное литературное произведение, всю сложную картину общественной обстановки, личных переживаний, противоречивые факты впервые возникшего небывалого в истории явления. Из всей человеческой массы, созидающей это явление, комсомол наиболее труден для подлинно - художественного изображения. И в маститой русской литературе повести и рассказы, героями которых являлась молодежь, зачастую страдали слащавостью, присюсюкиваньем, вообще лживостью, самым большим изъяном для организма литературного произведения. Переходная пора человеческой жизни от отрочества к возмужалости, когда в человеке еще жива детская насущная потребность потехи, игры, не омрачаемого никакой заботой полноценного веселья, является в то же время игрой первых ответственных столкновений со всеми пороками я несчастьями жизни человека, болезнями общества, заразой окружающих унылых мыслей, чувств, настроений, вредных для дела переустройства, улучшенья и этого самого человеческого общества и всего неправильного людского существования. Она является порой и самоопределенья в классе, в государстве, в избранном труде. Законное Стремленье всего молодого жить на всех парах наталкивается на отпор возмужалых, размеряющих теченье существования на основах знания, практического опыта. Утверждение мировоззрения, которое определит всю дальнейшую жизнь человека, и неизбежное наличие в той или иной мере еще неизжитого детского легкомыслия, сборный пункт всех противоречий бытия - вот юность.

Разве легко изобразить ее правдиво т. - е. художественно - убедительно в литературном произведении. Изображенье роли ленинского комсомола в области социалистического строительства - задача удвоенной трудности. Здесь не только герой, но и сама сфера, в которой они живут и дышат - тоже юна.

Закладка нового зданья пионерами социализма. Посудите сами, молодые, горячие товарищи, кто же из писателей может не хотеть изобразить молодежь в своем произведении? Ведь во все времена это была и будет самая читабельная книга, самая благодарная тема. И к ней все стремятся, многие за нее хватаются.

2. Вот в этой зачастую безответственной хватке ответ на второй ваш вопрос. Получаются скороспелые, низкого качества произведения. В заводском литературном кружке один автор читал рассказ из жизни молодежи. Когда дело дошло до поцелуев любящейся парочки, юноша - рабочий заявил: «Дальше, пойдет гладко. Линия наименьшего сопротивления». Он прав. В изображении горячего существования молодости линия наименьшего сопротивления приводит к половому чувству, к любви. И описанье этого одного момента сердцебиенья из кипучего участка бытия всегда более или менее удается, потому что в нем есть элемент одинаковости для всех эпох, отчасти даже и возрастов. Писатели иногда и бессознательно на нем «отыгрываются». «Узкие бытовые проблемы», по вашему определенью, большей частью с ним и связаны. Но так как это только один момент, то изображенье целого получается кривым. И я не избегла участи писательского большинства в изображении молодежи. Мой рассказ «Преступленье» художественно немощец. Второй - «В общем и целом» - тоже мне не удался. Его надо заново переписать.

3. Как видите, не только собираюсь, но и стараюсь написать о молодежи. Накопленью материала в этой области мне ничего не мешает, - наоборот, даже все благоприятствует в данное время. Со мной живет сестра - комсомолка, активистка. В литературном заводском кружке я работаю с комсомольцами. Собираемся каждый пятый день, в дни отдыха. Эти дни я и обедаю в их заводской столовой вместе с ними. В разговорах после занятий узнаю даже мелкие подробности не только их быта, но и работы. Уехавший на лесозаготовки комсомолец - рабочий аккуратно и подробно пишет мне о своей работе и жизни на участке. С комсомольцами - ударниками с «Красного Треугольника» у них сохранилось бытовое знакомство. Материал есть. Воплощенью его мешают не только субъективное замешательство над трудной темой. Самое накопленьё материала отнимает много времени. Чужое творчество поглощает время, отведенное для своего. Писанья членов руководимого мной литкружка требуют пристального внимания. К занятьям приходится готовиться, потому что одновременно необходимо обучать и грамматике, и синтаксису, и теории словесности. Но именно в этих занятиях сохраняется мое право числиться советским писателем.

Вот именно такая работа в данное время насущно необходима для воспитания новых кадров молодых писателей. Это не значит, что именно такая, как моя лично. В моей, конечно, не мало дефектов. Но постоянная, регулярная работа - дежурство на литературных занятиях рабочих кружков. Обычно в них основное ядро - комсомол. Когда партийный актив из низов одолевал по командировкам учебу для занятия командных постов в армии, в политических организациях, на местах руководителей советских государственных учреждений, каждому из них учитель был обязан притти на помощь по отдельному требованию. С отстающим в математике учитель - математик занимался на дому. По этому же принципу надо готовить писателей из большевиков. Нельзя создавать громоздкие литературные кружки. Надо заниматься с таким количеством человек, чтобы каждого видеть отдельно со всеми его промахами и возможностями. Человек десять - двенадцать, не больше, на одного руководителя. К руководителям предъявлять требование добиваться доброкачественного и технически материала. Не допускать воспитывания легкого отношения к литературному труду, особенно барского: «не совсем хорошо, но это пишет рабочий, партиец, к нему надо снисходительно относиться». Такое поглаживанье по головке, - «хоть сопливенькие, но свои», - губит и мощные ростки. А самое главное - надо внушить начинающим писателям не только любовь, но и уваженные к литературному труду. Как и всякий труд в государстве, он ответственен, поэтому заниматься им от безделья, писать с кондачка - значит вредить. Литературные органы ВЛКСМ должны внимательно и часто проверять работу руководителей и выяснять причины: застоя, малой посещаемости кружков, плохой продукции.

И. Жига

1. К. великому сожалений, советская художественная литература не создала за последнее время ни одного более или менее значительного произведения не только о комсомоле, но и вообще о социалистическом строительстве. В этом - то и заключается ее отставание от темпов нашей жизни.

Социалистическое соревнование, ударничество, производственные и бытовые коммуны требуют своего художественного изображения. Но вся беда в том, что те, кто участвуют в этой героической борьбе за социализм, или не владеют достаточно художественным словом, или у них нет времени, чтобы сосредоточиться на изображении этой великой борьбы и стройки. А те люди, которые владеют художественным словом, но не участвуют сами в социалистическом соревновании, не прониклись пафосом этой борьбы и поэтому не могут дать значительных художественных произведений. Этот тяжелый разрыв между горячей жизнью и холодной литературной созерцательностью приводит к тому, что тематика большинства литературных произведений ни в какой степени не отвечает потребностям подлинных строителей социализма. Роль комсомола во всех областях, социалистического строительства неотделима от роли всего рабочего класса и его партии. И насколько у нас в литературе вообще почти не отражено соцстроительство, настолько не отражена в нем и роль комсомола.

2. Бытовые проблемы привлекают некоторых писателей своим «пикантным ароматом» и поэтому они разрабатывают эти проблемы. Кроме того, писать о переживаниях человека легче, потому что здесь не требуется точных знаний и эта область более знакома писателю, поскольку он сам когда - то «переживал» и переживает.

А писать о «производственной жизни предприятий», как вы говорите в анкете, - это гораздо труднее, потому что писателю нужно знать это производство, изучать его и, мало того, нужно в какой - то степени быть самому связанным с производством.

Что же касается прямого вопроса, почему в произведениях на молодежные темы преобладают бытовые вопросы, я лично объясняю это тем, что до начала социалистического соревнования (1929 г.) в комсомоле слишком много места и времени уделялось бытовым вопросам и это породило исток соответствующей литературы. Теперь, конечно, этого уже не может быть, поскольку бытовые вопросы отодвинулись на задний план, а все внимание сосредоточено на производственных вопросах. Мы находимся сейчас у истоков производственной литературы, которая в скором времени несомненно даст и значительные произведения, в которых комсомол будет играть первенствующую роль. Первыми ласточками такой литературы можно считать последние произведения тов. Платошкина.

3. Я лично заканчиваю большую книгу о культурной революции в рабочем быту, в которой большое место отведено комсомолу и его роли в перестройке рабочего быта. В следующей книге, изображающей соревнование и ударничество на предприятии, место комсомольцам будет отведено как зачинателям и проводникам этой великой ленинской идеи. Но все - таки я думаю, что лучшие произведения на эту тему напишут сами комсомольцы, участники соцсоревнования, т. - е. люди, которые сами горели великим пафосом строительства, на своих плечах вынесли его трудности и, преодолевая трудности, добились огромных достижений. Такие люди в комсомоле есть.

4. Для того, чтобы таким людям, т. - е. новым кадрам молодых писателей из среды пролетарского и колхозного юношества, дать большевистское воспитание, нужно всему комсомолу в целом и каждой комсомольской организации четко уяснить себе ленинское положение: «литературное дело должно стать общепролетарским делом». А это значит, что нужно, с одной стороны, не смотреть на литературное дело как на забаву, как на частное дело того или иного комсомольца, пытающегося заняться этим делом. У нас часто можно наблюдать такие факты, когда пишущего подымают на смех, третируют, считают это бесполезным занятием и вместо того, чтобы помочь ему, загружают другой работой так, что он или превращается в чиновника, или отстает от жизни и гибнет как литературный талант. По сути дела это есть варварство. С другой стороны, решительнейшим образом должно пресекаться все то мещанское, я бы сказал - неизжитое еще буржуазное отношение к выявившимся талантам, когда вокруг того или иного поэта или писателя искусственно создается ореол славы, восторженными криками в печати и, на собраниях раздувают его имя, чуть ли не носят его на руках, требуют ему орденов, справляют чуть ли не двухлетние юбилеи и т. д.

«Литературное дело должно стать общепролетарским делом», а раз так, то нужно к этому делу и относиться по - пролетарски, т. - е. без лишнего шума, без кривлянья, без ложного дутого пафоса, без того гнусного буржуазного отношения к талантам, когда одних превращают в магов и чародеев и курят им словесный фимиам, других, еще не успевших проявить себя, глушат чиновничьим бездушием. Все это осталось нам по наследству от старого общества и никто как комсомол в заботе о новых литературных кадрах должен уничтожить это наследство.

Надо добиться такого положения, чтобы каждый начинающий поэт или писатель встречал внимание и поддержку, и в то же время знал, что литература - это не магия, не головокружительная слава, не роскошная в перспективе жизнь, а это есть очень трудное, очень ответственное «общепролетарское дело». Надо добиться и такого положения, чтобы наши выявившиеся уже молодые таланты не воображали себя непревзойденными мастерами, гениями, изрекающими истины, а упорно работали бы над собой для того, чтобы быть наиболее полезным «общепролетарскому делу».

Ленин учил нас беречь таланты, и мы должны их оберегать как от варварского удушения путем загрузки литературно - талантливого человека несвойственной ему работой, так и от того ядовитого удушливого газа в виде искусственно раздутой славы, которой окружены и окружаются многие наши молодые таланты.

Г. Замойский

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены