Показать героический путь комсомола

опубликовано в номере №196, июль 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Совершенно верно: комсомол и его работа действительно мало отображены в художественных произведениях. Ну, а компартия у нас достаточно показана? А, если шире ставить вопрос, работа советов показана как следует? Это вопиющие прорывы в художественной литературе. Писатели непомерно больше уделяют внимания различным «проблемам» и, что всего противнее, проблемам постельным. Чем объяснить это? А тем, что большинство современных писателей - выходцы из мелко - буржуазной среды. Им, по их натуре, свойственнее всего копаться в «нутре» человека, анализировать «тончайшие изгибы поведения» героя, следить за ним, как он «подсознательно» пошел, да что, он подумал, что его терзает, и так далее, без конца.

Ведь если кому - нибудь вздумается изучать партию и комсомол только по художественным произведениям литературы, он придет в недоумение: как могли этакая» партия и «такой» комсомол руководить и строить социализм? Попробуйте составить представление о компартии хотя бы по «Рождению героя» Либединского, а о комсомоле по «Первой девушке» Богданова. Что в этих произведениях положено в основу? Жеребятина. Только этим, видите ли, и озабочены партийцы и комсомольцы, и будто дел у них других нет.

Не лучше и в других произведениях. Как только писатель начинает показывать партийца или комсомольца, то непременной повесткой дня - половая проблема. Так сказать, стержневая тема.

Почему так? Да потому, что этим писателям, по их психо - идеологическому укладу, более свойственно заниматься такими, с позволения сказать, «проблемами». Ничего другого они не видят и не воспринимают.

Смею заявить, что большей грязи на партийцев и комсомольцев ни из одного ушата столько не вылито, сколько из лохани художественной литературы. Вольно или невольно - неважно. Еще хуже, что невольно. Выходит, как бы объективно.

А потом и так сказать: бытовую сторону легче показать, чем производственную. Тут, в этой бытовой стороне, всякой интриги можно накрутить сколько угодно, а вот производственную интригу много труднее показать. Ведь тогда надо не только съездить на производство, не только поглядеть, а поработать, досконально изучить. А это не всякому хочется.

Бытовой показ партийцев и комсомольцев есть линия наименьшего сопротивления в литературе.

Это бедствие будет продолжаться до тех пор, пока писатели не только перестроят свои литорганизации, о чем уже несколько раз они громогласно заявляли, но перестроят и самих себя, поставят перед собой иные творческие задачи; и до тех пор, пока в литературу не придет, по - настоящему, ударник от рабочих, от совхоза и колхоза. Только они - непосредственные участники гигантской строительной работы - - могут дать и дадут широкие художественные полотна, где будет показана вся борьба и работа нашего комсомола двух полюсов единого фронта.

Призыв комсомола в литературу - боевая задача всех литературных организаций.

В своих произведениях я показывал и показываю деревенских комсомольцев. В первой и второй книге романа «Лапти» комсомольцы, если не во всей полноте, все же показаны как активные организаторы колхоза, но считаю, что и я - далеко недостаточно развернул ту изумительную, можно сказать, подвижническую работу колхозного комсомола. Комсомольцам деревни гораздо труднее работать, чем комсомольцу города. А особенно трудно работать там, где нет еще колхоза. Один из героев моего романа «Лапти», комсомолец Петька Сорокин, говорит:

- Туго приходится нам работать. Это не город, не рабочие. У тех все в куче, у них интересы одни, а у мужика семь пятниц на неделе и думы его тырря - врозь...

Я был свидетелем нечеловеческой работы колхозного комсомола, особенно в уборочную кампанию, в хлебозаготовках, в организации красных обозов. Они, комсомольцы, буквально ночей не спали. Как - то страшно становится за них. Быстро изнашиваются, физически сгорают в работе и никакого отдыха не знают. Там, где есть колхозы, - дело лучше. Там можно подумать им и о политпросветработе, о культзанятних, и газету почитать, и отдать дань молодости. Молодость есть молодость - против нее не попрешь.

В третьей книге «Лапти» я еще больше покажу колхозный комсомол, покажу его не прикрашивая, не сюсюкая, а как он есть в самом деле и какую огромную работу он выполняет.

Несколько слов предостережения: комсомол нельзя изолированно показывать в художественных произведениях. Комсомол - звено общей массы активистов. Написать специально «комсомольский» роман - это будет ошибкой, так же как будет ошибкой и умалять значение комсомола в произведениях.

Трудно дать рецепт, что надо предпринять для большевистского воспитания писателей из среды комсомола. Пути входа в художественную литературу для комсомольцев самые разнообразные. Но основной путь - это литкружок при районной газете; где обязательно должна быть литературная страница, также литкружки в крупных совхозах и колхозах при стенных газетах. Специальные комсомольские литкружки организовывать не следует. Этим мы оторвем комсомольцев от беспартийной молодежи. Стало быть, литорганам ВЛКСМ надо держать крепкую связь с литорганизациями: ФОСП, ЛОКАФ, РАПП и ВОПКП, которые провели и проводят призыв в литературу ударииков - рабочих, совхозников и колхозников Вот, не разбрасывая силы и средства, надо работать с этими организациями.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены