Поэтическое наступление

И Бачелис| опубликовано в номере №141, январь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

За последний год на театральную сцену началось «поэтическое наступление». Целый ряд крупнейших поэтов выступил с драматическими произведениями. Эта тяга к новому, более актуальному, напряженному и так сказать «высоковольтному» поэтическому жанру имеет несомненную связь с общим повышением творческого напряжении в стране, с новым строительным этапом, с реконструктивным периодом.

Пролетарские поэты выходят или готовятся выйти на сцену с целым рядом театральных произведений. В частности, в Москве уже осуществлены и показаны широкому зрителю пьесы А. Безыменского и А. Жарова.

«Первый кандидат»

Пьеса А. Жарова и Поликарпова «Первый кандидат» поставлена московским театром Сатиры. Этот театр за последнее время зашел в тупик, не умея направить жало своей игры на нужный объект. Оставаясь на уровне мелкой темы, театр постепенно подменил сатиру зубоскальством и общественную тему - мещанским, обывательским анекдотом.

Пьеса Жарова помогла театру выбраться из тупика. Театр делает первый шаг в сторону общественной темы. И хотя пьеса «Первый кандидат.» не слишком широка и объект сатиры не велик, однако это уже явление, принципиально отличное о г. зубоскальства анекдота, которым страдают многие сатирические театры (в том числе и «Театр обозрений Дома Печати», работающий с крупными и квалифицированными мастерами сатиры).

«Первый кандидат» берет под обстрел примазавшегося. И хотя герой пьесы Морковкин - мелок, как мелка вся жизнь города Поплюйска, однако Жаров под конец пьесы переводит его в более высокий и широкий план. Под конец пьесы этот «первый кандидат» в завы типографией мнит себя «заведующим советской властью», он расширяется и обобщается, и когда он становится «я - не я, я - памятник», когда он обращается в зрительный зал с вопросом: «Сколько вас, первых кандидатов? Первые кандидаты - встаньте!» - зрители в зале неловко ерзают и оглядываются на соседей.

Вполне понятно, что «Первый кандидат» на должность является первым кандидатом к вычистке.

Прекрасно разыгранная актерами, остро и умно поставленная на фоне местной стенной газеты (все эпизоды пьесы как бы ожившие заметки стенкора), пьеса Жарова достигает своей цели. Но она сама остается только «первым кандидатом» на настоящую, нужную, большую сатиру.

«Первый кандидат» смотрится очень весело.

«Выстрел»

О «Выстреле» Безыменского, как об одном из крупнейших и актуальнейших явлений в современном искусстве, в «Смене» уже писалось. Сейчас мы можем уже говорить о том, как пьеса осуществлена на театре. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на свою громоздкость и высокие и трудные требования которые пьеса предъявляет к театру, она дала широкий простор для театральной постановки, режиссерского и актерского воплощения. «Выстрел» идет уже во многих театрах Советского Союза (Москва. Ленинград, Иваново - Вознесенск, Казань, Свердловск и т. д.) - и всюду по - своему, по - разному. Здесь мы встречаемся и с реалистическим толкованием и с новаторскими экспериментальными работами в различных планах; так, например, ленинградский ТРЕМ ставит «Выстрел» как своеобразное комсомольское обозрение «ревю», театр Мейерхольда - как политический памфлет.

Постановка «Выстрела» в театре им. Мейерхольда осуществлялась бригадой молодых режиссеров. Они подхватили в пьесе основное ее зерно: как диалектически взаимодействуют пафос ненависти к врагам и пафос творческого строительства. Бичующую сторону сатиры Безыменского и подъемную, зажигающую, зарядную сторону его лирики театр, Мейерхольда сплел в один неразрывный узел. В этом основное значение постановки. Оно раскрывается во всей полноте в заключительном аккорде постановки, когда весь трампарк пляшет бодрую, радостную, неистовую «Карманьолу» со словами: «Подымайте ярость масс на проклятых бюрократов!». Многие в смущении останавливались перед этим яростным танцем - между тем в нем ключ ко всей постановке: «Карманьола» - пляска победившей французской революции - сочетает в себе эти начала победного торжества и неукротимой беспощадности к врагам. Недаром в куплетах «Карманьолы» были слова: «Дворян - на фонари!».

Несмотря на ряд недостатков постановки она принимается как большое и важное событие на театре; здесь автор пьесы и коллектив театра соединились в общем усилии «прижечь» и зажечь. При такой постановке зритель не может остаться равнодушным - и не остается. Недаром после второго акта, где происходит голосование: за! - против! - за! - против! - бригады, среди зрителей повторяется та же сцена: - за! - против! - за! за! за! пьесу...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены