Письмо из ОДВА
Перевод с итальянского Б. Левченков
Около тридцати лет назад Сицилия являлась чуть ли не единственным поставщиком серы. Казалось бы, что итальянские серные промышленники должны были воспользоваться этим привилегированным положением и поднять технику добычи серы, облегчив тем самым труд рабочих. Однако же хозяйская алчность и стремление к наибольшей эксплуатации рабочих не позволили использовать последние достижения техники.
Обычно владельцы рудников сдавали серные залежи в аренду на несколько лет более мелким предпринимателям.
Арендатору, разумеется, не было никакого смысла производить крупные затраты и приобретать усовершенствованное оборудование. Поэтому на серных рудниках процветала хищническая эксплуатация, благодаря которой в Италии серная промышленность и до сих пор является одной из самых отсталых. Добыча серы в большинстве случаев производится «по - старинке». Технический прогресс идет чрезвычайно медленным темпом. Все усиливающийся кризис в результате постоянных разногласий и зверской конкуренции между добывающей и обрабатывающей серной промышленностью довели до того, что из тысячи серных рудников в настоящее время функционируют всего лишь 275. Число рудокопов, занятых на производстве, сократилось более чем вдвое. Тысячи рабочих оказались выброшенными на улицу и терпят самую жестокую нужду. Добыча серы, превышавшая в начале этого столетия 500.000 тонн, в настоящее время упала до 200.000.
Молодежь и подростки, работающие на руднике, подвергаются здесь самой бесчеловечной эксплуатации.
Итальянский комсомол ведет большую борьбу против условий труда шахтеров - подростков, называемых в общежитии - «карузи».
Сейчас, когда по всей Италии, «черные рубахи» отпраздновали седьмую годовщину своей власти, буржуазная газета «Коррьере делля сэра» помещает корреспонденцию из Кальтаниссета (центр серных разработок в Сицилии), в которой описывается труд шахтеров.
Вот выдержки из этой статьи:
«Там, где имеется подъемная машина, приходится спускаться по узкому колодцу, при чем спуску этому нет конца. У человека появляется ощущение, как будто бы он тонет: атмосфера делается все более и более удушливой, появляется болезненное ощущение в груди. От дна колодца расходятся галереи, ведущие к месту добычи серы. Пласты серы обычно располагаются в наклонном направлении, и галереям приходится следовать за всеми их капризными изгибами. Рабочим приходится добывать залежи в толще скалы, пробивая себе дорогу киркой и взрывами.
По рельсам «деканвилля» пробегают вагонетки, запряженные мулами, которым уже не суждено никогда увидеть солнечный свет.
В тех рудниках, где не устроены подъемники, до сих пор еще существуют «карузи», которые должны доставлять материал, полученный забойщиками, с глубины трехсот пятидесяти метров на поверхность земли. В течение дня «карузи» должны много раз пройти по выдолбленной в скале бесконечной винтовой лестнице из 1.500 неровных, скользких, от стекающей на них сырости, ступенек, ведущих к устью шахты. Их слабые детские плечи сгибаются от той непосильной тяжести, их дыхание - хрипло и прерывисто.
Работа в рудниках идет беспрерывно. Приходится разыскивать забойщиков, работающих в самых отдаленных уголках галереи, где так же жарко, как в русской бане, а атмосфера насыщена ядовитыми испарениями, идущими из минералов, и дымом взрывов. Они работают в две смены. Когда работа затруднена, когда приходится приготовляться к взрывам или убирать накопившиеся обломки, рабочий день затягивается, для того чтобы не сокращалась выработка.
Да, тяжела их борьба с каменистым утесом.
А после работы они карабкаются вверх по бесконечной лестнице. Даже в тех рудниках, где имеется подъемная машина, рабочие лишены возможности ею пользоваться, так как она предназначена для перевозки материалов».
Все это пишет буржуазная газета. Но мелкобуржуазная совесть автора, проданная итальянским финансистам, не осмелилась сделать в статье честных выводов. Выводы сделаем мы!
Юным рудокопам, работающим на серных рудниках в Италии, будут созданы человеческие условия труда лишь тогда, когда победоносная революция свергнет в Италии фашистский строй и по примеру СССР создаст рабоче - крестьянское правительство.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.