Поэт, трибун, борец

А Пиотровская| опубликовано в номере №684, ноябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

К столетию со дня смерти Адама Мицкевича

В дни V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве состоялось много интересных концертов и литературных вечеров. Один из них, посвященный творчеству великого польского поэта Адама Мицкевича, особенно запомнился юношам и девушкам - посланцам более ста стран.

С волнением слушали представители юности мира, собравшиеся в тот памятный вечер в зале театра Польского, слова пламенной «Оды к молодости»:

Друзья младые! Вставайте разом!

Счастье всех - наша цель и дело.

В единстве мощь, в упоенье разум.

Друзья младые! Вставайте смело!

Блажен и тот на дороге ранней.

Чье рухнет в битве юное тело, -

Другим оно служит ступенью в брани.

Друзья младые! Вставайте смело!

У этого произведения славная боевая история. Свыше ста лет назад «Ода», написанная Мицкевичем - студентом, стала гимном тайных студенческих обществ, боровшихся за независимость Польши. В 1830 году ее пели повстанцы, идя на штурм варшавского Бельведера - резиденции царского наместника. В годы гитлеровской оккупации патриоты - подпольщики распространяли листовки с текстом «Оды».

Идее единения народов во имя счастья всех людей, выраженной впервые в «Оде», поэт оставался верен всю жизнь.

Адам Мицкевич родился в 1798 году на хуторе Заостье, близ Новогрудка. Незадолго до этого царские войска подавили национально - освободительное восстание Тадеуша Костюшки, и Польша была окончательно разделена между Россией, Австрией и Пруссией.

Сподвижник Костюшки, адвокат Николай Мицкевич, воспитывал своего сына Адама в духе свободолюбивых традиций. Будущий поэт рано начал мечтать о борьбе за независимость своей родины. Учась в Виленском университете, Мицкевич вступил в тайное патриотическое студенческое общество филоматов - любителей науки. К тому же времени относятся его первые поэтические опыты. Вскоре стихи Мицкевича стали распространяться в списках по всей стране, вдохновляя юных патриотов на борьбу с царизмом.

В 1822 году вышел первый сборник стихотворений Мицкевича - «Баллады и романсы». Глубоко поэтичные, навеянные польской, литовской и белорусской народной лирикой, баллады и романсы сразу выделились на фоне модной тогда высокопарной литературы. В предисловии к сборнику Мицкевич писал, что истинную поэзию могут создавать поэты, принадлежащие только к свободному народу и творящие для народа.

После окончания университета Мицкевич уехал в Ковно, где стал учительствовать. Связи с тайным обществом он не порывал. Вскоре общество было раскрыто, участников его заточили в казематы Базилианского монастыря. Их участь разделил и поэт.

В 1824 году Мицкевича выслали в Россию, где он пробыл пять лет. Поэт жил в Петербурге, Одессе, Москве. Здесь он сблизился со многими передовыми людьми, которые, как и он, таили в сердце «о вольности грезы». Его близкими друзьями стали декабристы Бестужев и Рылеев. В Москве поэт подружился с Пушкиным. Дружба эта стала символом братства польской и русской культуры.

В России Мицкевич создал «Крымские сонеты», поэму «Фарис» и историческую драму в стихах «Конрад Валленрод». Драма была написана после поражения восстания декабристов, и это наложило отпечаток трагизма на все произведение. Воспевая любовь Конрада к своей родине и свободе, поэт показывал, однако, что борьба одиночек неминуемо обречена на поражение.

Пребывание Мицкевича в России, по словам известного польского литературоведа Бой - Жиленьского, было одновременно изгнанием и освобождением - освобождением от сомнений и неверия в собственные силы. Варшавские классицисты бранили или замалчивали новаторское творчество Мицкевича, а в России он был принят как гениальный поэт. Передовая русская общественность создала ему европейскую известность, открыла перед ним широкие горизонты.

В 1829 году русские друзья помогли поэту получить разрешение на выезд за границу. В ноябре 1830 года в Варшаве начались бои. Мицкевич, путешествовавший тогда по Европе, пытался примкнуть к восставшим, но это ему не удалось. Восстание было жестоко подавлено, а имя поэта, чьи стихи были на устах всех повстанцев, попало под запрет царской цензуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены