Поэт, трибун, борец

А Пиотровская| опубликовано в номере №684, ноябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мицкевич тяжело перенес поражение ноябрьского восстания. Он задался целью в религиозно - нравственной форме рассказать миру о страданиях польского народа. Так были созданы «Книги народа польского и пилигримства польского». Но автора сковывала библейская форма «Книг». Вскоре возник новый замысел - драма в стихах, получившая название «Дзяды», часть 3 - я.

«Мученикам народного дела», товарищам по учебе, заключению и изгнанию посвятил Мицкевич эту драму. Главный герой ее - узник Базилианского монастыря Конрад, осужденный за участие в тайном революционном обществе. Он борец за свободу и независимость Польши, мечтающий дать «народу счастье и прозренье». Это была первая в польской литературе романтическая драма, отображавшая актуальные события и выводившая на сцену представителей народных масс. Она глубоко раскрывала революционные устремления передовых людей Польши, обличала царских сатрапов и их прислужников - польских магнатов. Ненавидя всей душой царское самодержавие, Мицкевич питал искреннее уважение к русскому народу и его лучшим сынам - декабристам. Он вывел в «Дзядах» образы революционеров, с которыми подружился в России, посвятил им проникновенные строки стихотворения «Русским друзьям».

Свободолюбивые мечты Мицкевича не менее ярко проявились и в другом его произведении - эпопее польского народа, поэме «Пан Тадеуш». Если «Дзяды» ярко отражают скорбь поэта - свидетеля жестокой расправы царизма над филоматами и декабристами, - то «Пан Тадеуш» искрится оптимизмом и верой в народные силы. По глубине и широте охвата действительности эту монументальную эпопею можно поставить рядом с такими произведениями, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Чайлд Гарольд» Байрона, «Фауст» Гете.

В поэме «Пан Тадеуш», одном из популярнейших произведений Мицкевича, отражена целая эпоха польской жизни на рубеже XVIII - XIX веков. Поэт - изгнанник реалистически воссоздал облик Польши времен своей юности. На страницах поэмы ожил мир провинциальной мелкопоместной шляхты, народные обычаи, картины природы. Мицкевич не просто любовался прошлым. Гуманист и демократ, он осуждал феодальные порядки старой Польши, ратовал за освобождение крестьян. Его герой Тадеуш - солдат легиона Домбровского, соратник Костюшко - отпускает своих крепостных на волю.

Поэма «Пан Тадеуш» была последним крупным произведением поэта. В начале 40 - х годов тяжелое материальное положение вынуждает его снова вернуться к педагогической деятельности. Мицкевич читает курсы римской и славянских литератур в Лозаннском университете и в Колледж де Франс в Париже. Его лекции привлекают много слушателей.

Начало 40 - х годов было наиболее трудным для поэта периодом мучительных исканий, увлечений идеями мессианизма и мистицизма. Все это было вызвано поражением национально - освободительного восстания 30 - х годов в Польше. И только нарастание новой революционной волны в Европе вывело его из состояния душевного кризиса.

В 1848 году Мицкевич едет в Италию, народ которой в то время выступил против австрийских захватчиков. Поэт отдает все силы созданию польского легиона для борьбы с общим врагом - императорской Австрией. На знаменах легиона было начертано: «За нашу и вашу свободу!» Вскоре слова эти стали девизом польского национально - освободительного движения. Их повторяли как клятву стоять насмерть поляки - добровольцы, сражавшиеся за свободу республиканской Испании. Этот лозунг пронесли на своем знамени от Ленино до Берлина солдаты польской дивизии имени Тадеуша Костюшко в годы Великой Отечественной войны.

В марте 1849 года Мицкевич начал издавать в Париже газету «Трибуна народов». «Мы призываем все народы, - писал он в своей программной статье, - чтобы они выступили с этой Трибуны со своим свободным словом». Рожденная французской революцией 1848 года, газета Мицкевича в условиях возраставшей реакции пропагандировала демократические идеи, поддерживала национально - освободительное движение в Европе. 16 октября 1849 года «Трибуна народов» была запрещена, а Мицкевичу пришлось скрыться.

В 1855 году поэт вновь попытался выступить с оружием в руках - на этот раз против русского царизма, - но внезапная смерть оборвала его планы. Он умер в военном лагере; за его гробом шли сотни людей, которых он собирался вести в бой...

Ныне, в новой Польше, сбылась мечта Мицкевича: книги его пришли в деревенскую хату, в дом простого человека. 1955 год назван на родине поэта «Годом Мицкевича». По всей стране читаются доклады о творчестве национального гения, устраиваются юбилейные выставки. В конкурсе на лучшее исполнение стихов поэта участвуют 50 тысяч чтецов. Это студенты и рабочие, крестьяне и солдаты - свободные сыны свободного народа.

Велико значение Мицкевича для культуры Польши. Он основоположник двух прогрессивных направлений в польской литературе: революционного романтизма и реализма, - создатель польского литературного языка. Однако наследие поэта принадлежит не только Польше. Борьба за независимость родины, являющаяся основной темой произведений Мицкевича, всегда связывалась у него с призывом к национальному и социальному освобождению всех народов. Поэтому творения великого польского поэта принадлежат всему человечеству.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены