В стенной газете медицинского факультета 1 - го МГУ в 1927 году было помещено стихотворение «Мечта». Под ним стояла подпись: «Вузовец». В стихах рассказывалось о том, какие «знойные мечты» греют сердце студента - будущего врача: он видит себя преуспевающим человеком, на нем дорогая шуба, шляпа набекрень. С полнейшим благодушием этот врач приоткрывает в стихотворении и свое представление о семейном счастье:
Затем - семейная картина.
Вернусь я вечером домой, и будем греться у камина вдвоем с молоденькой женой.
А там... пойдут, как надо, детки.
Глядишь, я главврачом зовусь.
Окончат детки семилетку.
Потом поступят детки в вуз.
Один из студентов, работавший в «Комсомольской правде», принес стихи в редакцию. Здесь их внимательно прочитали. Всем было ясно: «Мечта» требует ответа. Стихи передали Маяковскому, который к тому времени уже был тесно связан с «Комсомольской правдой». Так 24 июня 1927 года появилось стихотворение Маяковского «Ответ на мечту», в котором поэт продолжил размышления студента - медика. Мечты «Вузовца» осуществились. Он стал главврачом, жизнь его - полная чаша. На все, что волнует других, у него один ответ: «Я - сыт, и дело мое - сторона».
Его благополучие, однако, непрочно. При первом же испытании, когда «враги обступили Советов границы», это благополучие лопнуло, как мыльный пузырь. Человек, пытавшийся в одиночку, себе самому, для своих утех «создать канарейный уютчик», неминуемо оказался раздавленным врагами страны, которую он не захотел защищать своими руками. С железной логикой следовали заключительные строки стихотворения:
Вопрос о личном счастья не прост.
Когда на республику лезут громилы, личное счастье это рост республики нашей богатства и силы.
История написания стихотворения «Ответ на мечту» чрезвычайно характерна для отношения Маяковского к молодежи, к ее думам, мечтам, запросам. Юноша, обдумывающий житье, размышляющий о родине, о творчестве, о любви, всегда находил в Маяковском чуткого товарища, доброжелательного наставника.
Как и всякий большой художник, Маяковский для молодежи - учитель жизни. Стихом, очерком, пьесой, поэмой он учит жить, учит щедро отдавать свое сердце борьбе за счастье народа. В огромной человечности, правдивости и широте его поэтических образов, всегда устремленных к самому лучшему в человеке, к его чести, достоинству, гордости, - вот в чем сила влияния Маяковского на читателей, особенно на молодых.
Маяковский не ставил перед юностью легких задач, он ставил задачи крупные, большие, такие, которые действительно достойны человека.
Так же Маяковский отвечал и на глубоко волнующий молодежь вопрос, с кого брать пример, на кого равняться. Ленин - вот имя, которое, как факел, горит на многих страницах книг Маяковского. Быть таким, как Ильич! Утверждению этого девиза нашей жизни помогают произведения Маяковского.
Для советских людей, вся жизнь которых озарена светом революции, воплотившей вековые мечты о новом мире - мире без эксплуатации, без угнетения человека человеком, есть особая притягательная сила в дерзании, в смелых поисках нового. Страна, народ которой получил право на новаторство, на воплощение мечты в жизнь, говорит каждому из своих сыновей:
твори, выдумывай.
пробуй!
Все писатели, которые особенно любимы молодежью, имеют одну характерную черту: они мечтают, фантазируют, выдумывают, пробуют. Они ведут за собой пытливый ум человека. Гайдар, Островский, Маяковский, такие разные, не похожие друг на друга, - все они увлекают читателя в завтра, вперед. Впрочем, иногда их мечты удивительно родственны. В дни борьбы испанского народа с фашистской реакцией, в 1936 году, Николай Островский говорил: «Последние дни я уношусь в Испанию. Я представляю себя там на площади могучим оратором... Или вижу себя рядовым испанских войск... Вчера я проснулся ночью, не спал часа полтора и строил планы, как взять дредноут у мятежников. Я был в подпольной организации дредноута и вел работу по организации восстания; до мельчайших подробностей предусмотрено было все. Мы жахнули по офицерью - и дредноут наш...»
Мечта об освобождении человечества была самой заветной и у Маяковского. В незаконченной поэме «Пятый интернационал» он видит себя бойцом в последней битве с капитализмом. «Размахивая громадными руками, то зажигая, то туша глаза, сетью уха вылавливая каждое слово, я весь изработался в неодолимой воле - победить. Я облаками маскировал наши колонны. Маяками глаз указывал места легчайшего штурма. Путаю вражье радио... Мы победим. Мы не хотим, мы не можем не победить».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.