Перед кибиткой лежала связанная волчица. Она лязгала зубами и билась, стараясь выпутаться из веревок. Хлопья пены падали из ее оскаленной пасти.
Я соскочил с седла и привязал лошадь, которая заржала, с опаской косясь на зверя.
- Аман! - приветствовал я хозяина, - Аман! - ответил Кадим Султанкубеев, известный в округе охотник.
Никто лучше его не знает песчаных пустынь Прикаспия. Посмотрит Кадим раз на отпечаток копыта коня и уж отличит его среди сотен других следов. Отбившуюся от табуна лошадь он найдет по следу, как бы далеко она ни ушла. Особенно хорошо изучил охотник повадки волков. Он так ставит капканы, что зверю ни за что не миновать их.
Мы вошли в кибитку. Кадим усадил меня на кошму и сам сел рядом, облокотившись на подушки.
- Как ты поймал эту волчицу? - спросил я.
- Если бы не Кара – Куз, не взять мне ее живьем.
Кара - Куз, огромный поджарый пес, услыхав свое имя, появился перед открытыми дверями кибитки.
За чаем Кадим не спеша рассказал мне о схватке со степным хищником.
... В степи, где между барханами растет тамариск, волчица вывела волчат. С весны их присутствие не было заметно. Они жили скрытно, за добычей волчица уходила далеко. А к осени волчата выросли, и мать начала учить их добывать пищу. Она была старая, опытная волчица, знала, как обойти сторожевых собак, как незаметно подкрасться к отаре овец. Волки делали набеги то на одно, то на другое колхозное стадо.
Два дня Кадим изучал следы волчьего выводка. Вечером охотник вбил на песчаном холме кол, привязал к нему живого барана, а вокруг расставил двенадцать железных капканов. Чтобы звери не учуяли запаха железа, Кадим натер их полынью.
Наступила ночь. Волки осторожно приблизились к живой приманке. Они ходили вокруг барана, все время суживая круги. На это и рассчитывал Кадим: волк никогда сразу не бросится на приманку. Целую тропу пробили звери вокруг холма. Вот уже волчица подошла совсем близко к барану. Еще шаг - и лапа очутилась в челюстях капкана. Волчица дернулась со всей силой, прыгнула в сторону и сорвала капкан с якоря. Спотыкаясь, она убежала вместе с капканом. Молодые волки в испуге залегли. Мать не возвращалась.
На бархане по - прежнему блеял баран.
Волки были голодны. Это заставило их быть смелее. Они поднялись. Самый крупный зверь первым сузил круг, но сразу же попал в капкан. Волк стал метаться, до отказа натянул цепь капкана, лапы якоря врезались в песок и застряли в корнях тамариска. Волк попятился, но в этот момент задняя лапа попала в соседний капкан. Зверь долго катался по песку, но избавиться от двух капканов уже не мог.
Остальные волки убежали, так и не тронув барана.
Утром Кадим с чабаном поехал проверить капканы. Он осмотрел следы и понял все, что произошло здесь ночью. Ударом якоря капкана охотник прикончил волка. Чабан начал снимать с него шкуру, а Кадим поехал по следу волчицы, держа собаку на длинной сворке. Он определил, что сперва волчица, испугавшись, бросилась прочь от страшного места. Потом она остановилась, пытаясь снять капкан с лапы. Но пружины крепко держали ее. Тогда волчица пошла рысью, она все время меняла направление, ища убежище. Так ее застал рассвет.
Якорь капкана оставил на песке глубокую борозду. Следить было легко. Впереди показалась брошенная землянка. След вел прямо к ней. Кадим сделал круг. Выходного следа не было. Значит, зверь в землянке.
Охотник спутал лошадь и, держа собаку на сворке, заглянул в землянку. Зверь, оскалившись, прижался в углу. На окровавленной лапе висел тяжелый капкан. Кадим спустил собаку. Кара - Куз кинулся на хищника.
Кадим легонько хлестнул волчицу по носу. Она ухватилась зубами за плетку. Кара - Куз понял маневр хозяина. Когда зверь снова схватил камчу, собака впилась ему в бедро. Мгновение - и охотник очутился на спине волчицы. Он быстро стянул на загривке оба конца плетки, середина которой была в пасти зверя, и завязал их узлом.
- А молодых я легко возьму по первому снегу. - закончил Кадим свой рассказ. - Они без волчицы далеко не уйдут...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.