Даже случайная встреча с детьми в момент их литературного спора показывает, какая им нужна серьёзная помощь. Неправильно разобран вопрос о Бертольде. Лион Фейхтвангер вполне убедительно показал безысходность положения юноши, отставшего от своего класса и не успевшего примкнуть к рабочему классу. Гибель Бертольда оправдана и исторически и художественно: много таких жертв принесли передовые люди Германии в период прихода Гитлера к власти.
Слишком примитивно, хотя и горячо разрешили наши подростки вопрос о Зигмунде Колоссовском.
И уж вовсе не правильно было вспомнить в споре о самоубийствах святые имена Матросова и Гастелло. Майя верно сказала: это - геройское самопожертвование во имя своей Родины.
Нет нужды разбирать всё это здесь. Дело в другом. Все ли учителя готовы оказать помощь подросткам в их «внешкольном» росте, всем ли педагогам можно задать «непрограммный» вопрос о статье в «Правде» или о последнем романе Шолохова? Нет, далеко не всем. Часто бывает, что даже самый опытный, самый знающий преподаватель, услышав «посторонний» вопрос ученика, недовольно морщится:
- Это к изучаемой теме отношения не имеет. Делом лучше займитесь...
Такой учитель - не обязательно чиновник. Он, может быть, вдумчивый педагог, он ярко и интересно передаёт детям учебный материал. Но в пределах школьной программы. Он считает, что главное - «пройти» те вопросы, какие ученик обязан знать, а всё остальное - излишне. Между тем школьная программа - это только государственная норма, обязательная для каждого ученика. Но за её пределами лежит большая жизнь, обширная литература. И стремление познать её, хотя бы возможный минимум, не следует откладывать на «потом».
Рецептов внешкольной работы нет. Но есть богатейший опыт лучших школ, который следует позаимствовать. Опытный педагог, уже четверть века работающая с детьми Каллиста Николаевна Сергеева много лет возглавляет литературные вечера в 377-й московской женской школе. Фадеев, Катаев, Гайдар, Жюль Верн, Диккенс, Сервантес, Кассиль, Дюма, Островский, Толстой, Некрасов, Мериме, Горький...
Конечно, всюду читают, всюду любят книги. Замечательно здесь другое: коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия о книгах. И не только о книгах. Традицией, внутренней потребностью учеников Каллисты Николаевны Сергеевой стало делиться мнением и о кинофильме, и о пьесе, и о картине в Третьяковской галерее. Так вырабатываются у подростка правильное восприятие произведения искусства, правильное советское миропонимание. Так воспитывается советский патриотизм.
Вспомним, какую роль сыграли шкальные ученические кружки в жизни наших великих писателей, поэтов, политических деятелей. Вспомним кружки, в которых выросли и воспитались Ленин и Сталин. Сохранился каталог библиотеки марксистско-ленинского кружка, которым руководил Сталин в годы юношества в 1896 - 1898 годах. В библиотеке кружка было 380 названий книг... Подобные кружки давали простор творческой энергии молодёжи, здесь юноши учились мыслить и любить свой народ, свою отчизну.
В жизни только пытливые идут вперёд. Помочь подростку не только изучить бином Ньютона, но и стать великим гражданином - святая обязанность и комсомола, и школы, и родительского дома. Нет более благородного дела, чем выполнить совместными усилиями этот долг.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.