Под властью Хинкеля

И Мишель| опубликовано в номере №348, сентябрь 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

В своем последнем замечательном фильме - «Великий диктатор» - Чарли Чаплин играет две роли: диктатора страны Томании, Хинкеля, и маленького парикмахера из еврейского гетто.

Хотя действие происходит в вымышленной стране, каждому ясно, кого выводит Чаплин под видом Хинкеля, его военного министра Херинга, министра пропаганды Гарбича и диктатора страны Бактерии - Наполини. Это люди, к которым все прогрессивное человечество питает священную ненависть.

«Смех убивает», - говорит французская пословица. Своим оружием против озверелого фашизма Чаплин избрал смех, едкую, острую издевку.

Чаплин строит свою блестящую кинокомедию (вернее киносатиру) на поразительном сходстве фашистского диктатора и брадобрея - еврея.

Это сходство усиливается чаплинскими подрезанными усиками, теми смешными усиками, которые, по выражению Чаплина, Гитлер у него украл.

Перед зрителем на экране появляется знакомый по прежним картинам Чарли. Маленький брадобрей в форме солдата томанской армии, участник первой империалистической войны.

Он спасает раненого пилота Шульца, но сам во время аварии самолета получает тяжелую контузию.

Маленький брадобрей попадает в госпиталь. Здесь он находится несколько дней. Он не знает, что за это время власть в Томании захватил Хинкель, что лучшие люди страны томятся в концентрационных лагерях и тюрьмах.

Брадобрей выходит из госпиталя. И здесь начинается цепь его злоключений.

Штурмовики хватают парикмахера - еврея и уже собираются повесить его на фонарном столбе. На его счастье, неожиданно появляется экспилот Шульц. Он узнает своего спасителя. Хотя Шульц и стал важной персоной, он сохранил остатки человеческих чувств и освобождает маленького брадобрея из рук палачей.

Между тем Хинкель (Гитлер) задумал захватить страну Остерлих (Австрию). Однако диктатор страны Бактерии Наполини (Муссолини) противится этому и концентрирует на границе Остерлиха свои войска. Правая рука Хинкеля - министр пропаганды Гарбич - выдвигает хитроумный план: он предлагает заключить договор с Наполини и дать торжественное обещание, что войска Томании никогда не вторгнутся на территорию Остерлиха, а когда Наполини оттянет свои войска, договор можно будет разорвать и захватить Остерлих.

План Гарбича получает одобрение Хинкеля. Покровитель брадобрея Шульц попадает в концлагерь за высказывания против режима Хинкеля. Та же участь постигла и маленького брадобрея. Но Шульцу удается устроить совместный побег. Шульц и брадобрей, переодетый в форму штурмовика, подходят к границе Остерлиха как раз в тот момент, когда там заканчиваются последние приготовления к вторжению. Обманутые поразительным сходством брадобрея с диктатором, офицеры принимают еврея за Хинкеля.

Маленький брадобрей совершает в качестве диктатора торжественный въезд в столицу Остерлиха. Он подходит к микрофону и, к величайшему изумлению своей свиты и всех слушателей, обращается к народу с пламенным призывом:

«В этом мире есть место для всех. Жизнь может быть свободной и богатой, но мы обились с пути. Жадность отравила человеческие души. Она забаррикадировала мир ненавистью. Прусским шагом направили вас на путь крови и унижения...

... Мой голос теперь слушают миллионы людей во всем мире, миллионы отчаявшихся мужчин, женщин и детей - жертвы системы, обрекшей их на мучения.

Всем тем, которые слушают меня сейчас, я говорю: не падайте духом. Диктаторы погибнут, а власть, которую они захватили у народа, вернется к народу. До тех пор пока люди могут отдавать свою жизнь за правое дело, свобода не может погибнуть.

... Солдаты, не воюйте за дело порабощения, боритесь за свободу!... Во власти народа сделать жизнь светлой и прекрасной, сделать жизнь чудесной сказкой. Так давайте же бороться за новую жизнь, за новый мир!

Выше головы! Тучи расходятся! Лучи солнца пробиваются. Мы идем навстречу новому, лучшему миру...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены