15 лет назад, 28 июля 1944 года, советские войска освободили от фашистских захватчиков город Брест. Здесь, на государственном рубеже Родины, солдаты - освободители отдали воинские почести героям, принявшим на себя в ночь на 22 июня 1941 года первый удар гитлеровских полчищ.
Среди защитников Брестской крепости были братья - близнецы Николай и Алексей Исполатовы. Тяжело раненный и контуженный, Николай попал в немецкий плен. После попытки бежать из плена был заключен в тюрьму, но снова бежал и долгое время скрывался в лагере для французов в Геттингене. В 1945 году вернулся на Родину. Сейчас Н. Исполатов заведует учебной частью в школе рабочей молодежи города Котельнича. Кировской области. Награжден орденом Отечественной войны I степени..
Брат Николая Алексей, выйдя из окружения, сражался на многих фронтах Отечественной войны. Его боевой путь отмечен многими правительственными наградами. В 1954 году окончил Ленинградский университет, работает преподавателем Московского инженерно - строительного института.
Публикуемый очерк Н. Исполатова рассказывает о первых часах боев под стенами Брестской крепости.
В апреле 1941 года наш стрелковый полк под командованием майора Петра Михайловича Гаврилова, совершив трехдневный пеший переход из местечка Кошарка, Брестской области, вошел в приграничную крепость Брест. Первая стрелковая рота лейтенанта Крюкова, в которой я служил вместе с родным братом-одногодком Алексеем, разместилась в земляных валах справа от входных Северных ворот крепости. Из-за валов виднелись редкие невысокие постройки города, в километре - двух от него - хмурые, серые корпуса Химгородка, зеленые сопки подземных укреплений, восточный форт, темнели замшелые стены центрального острова.
Командир полка майор Гаврилов, коренастый мужчина лет сорока пяти, любил солдат и делил с ними все тяготы военной службы. Еще с Кошарки майор приметил меня с братом. Приходя в роту, он не называл нас по фамилии, а просто спрашивал:
- Где близнецы?
Чаще всего это означало новое поручение.
Пожалуй, наиболее ответственным среди других нарядов была охрана военных объектов. Сторожевые посты были разбросаны по всей крепостной территории. Некоторые из них стояли в каких - нибудь пятистах метрах от государственной границы. Естественным рубежом между нашей страной и Польшей была река Буг, издавна отделявшая исконные белорусские земли от польских земель. Это был рубеж между двумя мирами: социалистическим Советским Союзом и тогдашней панской Польшей, по которой уже из конца в конец протопали кованые сапоги нацистов. Близость врага в начале лета 1941 года все явственней давала знать о себе: участились нарушения границы, выстрелы из-за угла, провокационные полеты вражеских самолетов на небольшой высоте.
... Вечером 21 июня объявили очередной наряд. Мне заступать на пост в третью смену. Не дождавшись брата, который заступал на пост в первую смену, я уснул. На рассвете меня разбудил зычный голос:
- Смена, подымайсь!
Со сна было зябко. Развод построился в шинелях. Разводящий, сержант Максимов, взглянул на часы.
- Поторапливаясь! - прикрикнул он. - Скоро четыре...
Быстрым шагом мы вышли за вал. В подсумках весело позвякивают патроны. Под ногами внизу слышится плеск речной волны. Перешли моет через реку Муховец. Я оглянулся. Рыхлые облака громоздились над Брестской крепостью. На востоке, за высокими серебристыми тополями, где - то между Брестом и Химгородком, как будто запутавшись в густом тумане, лениво ворочалось солнце.
- Тусклое сегодня утро, - недовольно буркнул Максимов.
- Реку как молоком залило, аксакал, - добавил узбек Башаров, шагавший рядом с Максимовым.
Замолчали.
- Стой! Кто идет? - раздалось впереди.
Из тумана вынырнул часовой. Я узнаю его по голосу. Это Федоров.
- Свои! Смена! - откликается разводящий. - Исполатов, принимай!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.